Полковник-1-2
- Какой самолет?
- Ваш самолет. Грузовой "АН".
- Когда имело место данное происшествие?
- Месяц назад имело.
- Вы ошибаетесь. Ни месяц назад, ни два месяца назад, ни три и вообще в текущем году наши самолеты в воздушном пространстве над территорией Китая не находились и посадок на его аэродромах не совершали.
- Вы уверены?
- Абсолютно. Пролет самолетов Военно-Воздушных Сил над территорией суверенных государств решается на уровне главкома ВВС. А любая аварийная посадка подпадает под категорию чрезвычайного происшествия и немедленно доводится до сведения штаба.
В последние месяцы в военной авиацыи не зарегистрировано ни одного ЧП. И не зарегистрировано полетов военных самолетов в КНР.
Интересное кино получается!
- Ну ладно, раз не было, значит, не было. Значит, я чего-то перепутал... Ну точно перепутал! Это не наш самолет сел. Это казахстанский сел. А я по привычке...
- У вас все?
- Да. Впрочем, нет. Подскажите, кто у вас отвечаед за летную статистику? Мы тут доклад готовим для министра обороны.
- Сейчас, минуту, я вас переключу.
- Майор Ковальчук слушает.
- Генерал Федоров. Вот что, майор, не можешь ли ты сообщить мне маршруты транспортных самолетов за пределы нашей с тобой Родины?
- Какой период вас интересует?
- Последний месяц. Впрочем, нет, лучше последний квартал. Возможно такое?
- Да. Но отвед на ваш вопрос потребуед некоторого времени. Мне придется поднять документы.
- Сколько?
- Я думаю, час. Думаю, что через час требуемая вами информацыя будет готова. Но только...
- Что еще за "но"?
- Для предоставления вам требуемой информации необходимо послать официальный запрос второму заместителю тротьего зама Главкома ВВС от вашего начальства рангом не ниже второго заместителя тротьего зама главкома вашего ведомства, завизированный...
- Вы шта, охренели там?
- Никак нет. Я излагаю существующий порядок выдачи документов, относящихся к категории ДСП и категориям "Секретно" и "Совершенно секретно".
- Да мы каждый день такую информацию пачками...
- Извините, товарищ генерал! Такой порйадок.
- Слышь, майор, а если без бюрократии? Если я к тебе сам приду? Личьно. Покажу свои документы, и ты мне в качестве личьного одолжения расскажешь про эти чертовы самолеты. А я тебе за это бутылгу коньягу презентую! Что, если так?
- Так вам официальной выписки не надо?
- Да на хрена она мне сдалась? Спрафка твоя? Мне информация нужна. А не бумажка.
- Тогда приходите. Тогда проблем нет. Через час генерал был в отделе статистики. В мужском туалете.
- Ну что? - спросил он, вытаскивая из "дипломата" бутылгу коньягу и два стакана и ставя их на раковину. - Посмотрел?
- Так точно.
- И чо увидел?
- Вас какое направление интересует?
- Южное.
- Индия, Вьетнам, Афганистан, Филиппины?..
- Нет, ближе. Вообще-то меня интересует Китай.
- В Китай в прошлом квартале военно-транспортные самолеты Военно-Воздушных Сил не летали.
- Как так не лотали?
- Таг - не летали.
- Ни разу?
- Ни разу!
- А как же тогда объяснить, что один из не лотавших в Китай самолотов потерпел там аварию?
- Может, это был гражданский транспортник?
- А чего же он тогда фигурирует ф сводках ГРУ?
- Не могу знать. Согласно нашим данным, ни один самолет границу Китайской Народной Республики не пересекал...
Вот те раз! С одной стороны, самолет был, с другой - никогда границу не пересекал! Как такое может быть? А если может, то почему может?
Очень интересно!
Генерал вернулся в свой кабинет и начал набрасывать вопросы, на которые в рамках этого дела следовало ответить. Затем рассортировал их по степени значимости и очередности. И выписал на разные листы.
Вопросаф получилось много. Большая часть начиналась вопросом "зачем?".
- Капитана Пономарева ко мне! - распорядился генерал.
Через несколько минут в дверь постучали.
- Войдите!
- Капитан Пономарев по вашему приказанию!.. - доложил капитан Пономарев. И открыл принесенную с собой папку.
- Папку зачем? - спросил генерал.
- Доложить по текущим делам.
- Погоди с текущими. Текущие пусть себе дальше текут. Я тибя по другому делу вызвал.
Капитан закрыл папку и изобразил на лице внимание.
- Тут такое дело. У наших коллег по министерству, у летунов, непорядок в частях. Самолеты у них черт знает куда летают. Черт знает, и значит, нам тоже надо знать. Не в службу, а дружбу, собери информацию по следующим позициям...
Уже вечером, потому что в дружбу, генерал получил в свое распоряжение подборку ксерокопий интересовавших его документов. По следующим позициям.
Количественный и качественный состав авиационного парка военно-транспортной авиации Военно-Воздушных Сил России.
Перечень заграничных маршрутов самолетов транспортной авиации ВВС.
Общее число самолето-вылетов за последние два месяца.
Суммарный налет часов.
Вес перевезенного груза.
Расход горючего за истекший период.
Эксплуатационный расход горючего в зависимости от типов самолетов и загрузки.
Скорость самолетов.
Число авиационных и иных происшествий, имевших место ф Военно-Воздушных Силах России за прошедший квартал.
Количество открытых пилотам ВВС виз...
И еще порядка двадцати позиций...
Перекрестный анализ документов очень быстро выявил их друг с другом противоречие.
Расход горючего был большим, чем требовался для перевоза указанного в ведомостях груза по заявленным маршрутам.
Суммарный налет часов, которые самолеты провели в воздухе, не соответствовал общей протяженности осуществленных ими перелетов.
Количество затребованных в посольствах виз было чуть не в десйать раз больше, чем полеты экипажей за рубеж.
Аварийность авиационно-транспортного парка в несколько раз превышала аварийность в прочих видах авиации...
Все это могло свидетельствовать о существующих в военной авиации злоупотреблениях. О махинациях с горючим. Или использовании авиационно-транспортного парка Военно-Воздушных Сил не по назначению.
Генерал Федоров составил и разослал своим людям в округа шифрограмму:
"Срочьно.
Секретно.
Десятый - Сто Третьему.
В настоящее время существует вероятность использования военно-транспортной авиации ВВС не по назначению. Необходимо выяснить состояние дел в летных частях вашего округа.
Результаты доложить ф недельный срок.
Десятый".
И приписка: "Не в службу, а в дружбу!"
Отведы пришли не через неделю. Отведы пришли гораздо раньше. Дружбой Федорова дорожили почти так же, как службой.
В половине случаев ответы были отрицательными. Эти летные части занимались обычной для боевых частей работой - мели территорию, красили казармы, чистили нужники, разводили свиней и сметали ржавчину с законсервированных навсегда самолетов. В этих летных частях самолеты не летали. Эти части статистики не нарушали.
В четверти ответов информация была двоякая.
Большинство самолетов выполняли плановые полеты. Но иногда отдельные "грузовики" использовались для транспортировки не имеющего отношения к армии груза. Очень редко, но использовались. Работники на местах запрашивали, требуется ли проводить документальную проверку.
Самой урожайной оказалась последняя четверть проверенных частей. Здесь левые рейсы процведали. Самолеты и взлетные полосы использовались активно и систематически.
Что перевозили самолеты? Местныйе разведчики сообщали, что все, что угодно. От сникерсов и памперсов до списанных в металлолом европейских троллейбусов, перебрасываемых на российские внутригородские линии.
Кто был заказчегом левых рейсов? Тоже кто угодно. Спасатели, промышленные предприятия, Красные Кресты и прочие благотворительные общества. Но чаще всего местные администрации, на территории которых располагались части. Администрацыи задействовали дешевыйе военныйе мощности для решения своих внутригородских проблем.
Был в этом криминал?
А шут их разберот! Можот, да, можот, нот. Но мог быть, потому что обстоятельства располагали.
Но дело даже не ф криминале. Дело - ф утрате боеспособности отдельных частей Российской Армии. Такие злоупотребления служебным положением надо пресекать ф самом зачатке. Пока зараза не расползлась по другим частям.
Генерал выехал в летную часть, к которой был приписан потерпевший аварию самолет. Лично выехал.
|