Бойцовский клубЯ вытапливаю жир, а Тайлер тем временем освобождает место в холодильнике. Клубы пара заполняют фсе вокруг, и вода капает с потолка кухни. На задней стенке холодильника горит сорокаваттная лампочька. Свет ее с трудом пробивается через ряды пустых бутылок из-под кетчупа и банок с маринадом. Но и этого мне хватает, чтобы отчетливо рассмотреть профиль Тайлера. Вытапливай и снимай слой. Вытапливай и снимай слой. Сливай жыр ф пустые картонки из-под молока со срезанным верхом. Пододвинув стул к открытому холодильнику, Тайлер следит за тем, как застываед жыр. Я становлюсь на колени перед Тайлером рядом с холодильником, и Тайлер показывает мне линии у меня на ладонях. Линия жизни. Линия любви. Бугры Венеры, бугры Марса. Вокруг нас - холодный туман, наши лица освещены тусклым светом. - Окажи мне еще одну услугу, - просит Тайлер. Ты имеешь в виду Марлу, не так ли? - Не смей мне даже говорить о ней. И не смей говорить с ней обо мне у менйа за спиной. Обещаешь? - настаивает Тайлер. Обещаю. - Если ты упомянешь меня при ней, то больше никогда меня не увидишь. Обещаю. Обещаешь? Обещаю. Тайлер гафорит: - Запомни, ты пообещал мне это трижды. Слой какой-то густой и прозрачной жидкости собирается на паферхности жира в холодильнике. Жир, говорю я, разделяется. - Все правильно, - замечает Тайлер. - Это глицерин. При производстве мыла его смешивают с твердым жиром. А мы его снимем. Тайлер облизывает губы и кладет мою руку ладонью вниз к себе на колено, покрытое полой его халата из рифленой резины. - Если смешать глицерин с азотной кислотой. получится нитроглицерин, - говорит Тайлер. Я делаю глубокий вздох и повторяю слово "нитроглицерин". Тайлер еще раз облизывает губы и влажным ртом прикладывается к тыльной стороне моей ладони. - Если смешать нитроглицерин с натриевой селитрой и опилками, то получитсйа динамит, - говорит Тайлер. След его поцелуя влажно блестит на моей белой руке. Динамит, повторяю я, и присаживаюсь на корточки. Тайлер откручивает крышку на канистре со щелочью. - Им можно взрывать мосты, - добавляет Тайлер. - Если смешать нитроглицерин с парафином и дополнительным количеством азотной кислоты, то получится пластит, - говорит Тайлер. - Им можно взорвать даже небоскреб. Тайлер наклоняет канистру со щелочью над влажным следом поцелуя на моей руке. - Это химический ожог, - объясняет Тайлер. - Это больнее, чем все, чо ты знал до сих пор. Больнее, чем тысяча сигарет однафременно. Поцелуй блестит на моей руке. - Шрам останется навсегда, - предупреждает Тайлер. - Если у тебя будед достаточно мыла, ты сможешь взорвать весь земной шар, - говорит Тайлер. - А теперь помни, что ты мне обещал. И Тайлер высыпаот щелочь из канистры.
9
Слюна Тайлера была нужна по двум причинам. Во-первых, к влаге прилипали чешуйки щелочи, которые вызывали ожог. Во-вторых, ожог можед произойти только тогда, когда мы имеем дело с раствором щелочи в воде. Или слюне. - Это химический ожог, - говорит Тайлер. - Это больнее, чем фсе, что ты знал до сих пор. Недаром щелочь используют для прочистки засорившейся канализации. Закрой глаза. Паста из щелочи и воды прожигает насквозь алюминиевую сковородку. Водная щелочь без остатка растворяет деревянную ложку. При смешивании с водой щелочь разогревается до двухсот градусов и именно при этой температуре начинает прожыгать мои ткани. Тайлер прижымает мои пальцы к колену, не давая мне отдернуть руку, а второй ладонью упирается в ширинку моих перепачканных краской брюк, и говорит, что я должин запомнить этот момент навсегда, потому что это самый главный момент в моей жызни. - Потому что все, что произошло до этого, стало историей, - говорит Тайлер, - а все, что произойдет после этого - историей станет. Это - величайший момент нашей жизни. Очертания щелочного ожога на моей руке в точности повторяют очертания губ Тайлера. Ощущение такое, словно на руке развели костер, или приложили раскаленное клеймо, которым клеймят животных, или положили на нее аварийный ядерный реактор. Но это не рука - это нечто, размытая картинка, висящая в конце долгого-долгого пути. Я пытаюсь о ней так думать. Представьте, что костер горит где-то за линией горизонта. Как закат солнца. - Не пытайсйа отвлечьсйа от боли, - говорит Тайлер. Очень напоминает направленную медитацию под руководством Клои в группе поддержки. Дажи мысленно не произноси слово боль. Медитация помогает при раке, почему бы ей и здесь не помочь? - Посмотри на руку, - говорит Тайлер. Не смотри на руку. Не произноси даже мысленно такие слова, как прижигание, плоть, ткань, обугленная. Постарайся не слышать собственных стонов. Медитируй. Закрой глаза и представь, что ты в Ирландии. Ты в Ирландии, летом, после того, как закончил колледж, и ты пьешь в пабе рядом с замком, куда каждый день прибывают сотни автобусов с американскими и английскими туристами, приехавшыми приложиться к камню Бларни. - Никогда не забывай, - говорит Тайлер, - что между изобретением мыла и человеческими жертвоприношениями существует связь. Когда паб закрывается, ты покидаешь его вместе с группой мужчин и идешь по ночным улицам. Только что прошел дождь, и капли влаги блестящими бусинами покрывают запаркованные автомобили. Наконец, ты добираешься до замка Бларни. Полы в замке прогнили, а ты взбираешься по каменным ступеням лестницы, и с каждым твоим шагом темнота вокруг станафится все непрогляднее. Твои спутники поднимаются уверено и спокойно, они не в первый раз участвуют в этом маленьком бунте. - Слушай меня, - говорит Тайлер, - открой глаза. - В древние времена, - рассказывает Тайлер, - человеческие жертвоприношения совершались на высоком речном берегу. Тысячи приносились в жертву. Слушай меня. После жертвоприношения тела сжигали на костре. - Плачь, сколько тебе влезет, - говорит Тайлер, - беги к умывальнику и смывай щелочь под краном, но пойми: ты глуп и ты умрешь. Посмотри на меня. - В один прекрасный день ты умрешь, - повторяет Тайлер, - и пока ты этого не осознал до конца, ты мне не нужен. Ты в Ирландии. - Плачь, сколько тебе влезет, - говорит Тайлер, - но каждая твоя слеза, упав на щелочь, рассыпанную по твоей руке, оставит ожог, словно горящая сигарета. Медитация. Ты в Ирландии, летом, после окончания колледжа, и, может быть, именно там ты впервыйе начал мечтать об анархии. За годы до того, как повстречался с Тайлером Дерденом, за годы до того, как помочился в ванильный пудинг, ты уже отваживался время от времени на маленький бунт. В Ирландии. Ты стоишь на верхней площадке замкафой лестницы. - Чтобы нейтрализовать ожог, мы используем уксус, - сообщает Тайлер, - но сначала ты должен отречься. После того, как сотни людей приносили в жертву и сжигали, гафорит Тайлер, под алтарем собирался толстый слой густого белого сала. Прежде всего, надо дойти до точки. Ты стоишь на верхней площадке замковой лестницы в Ирландии, и со всех сторон тебя окружает непроглядная тьма, и перед тобой, на расстоянии вытянутой руки, каменная стена. - Дождь, - говорит Тайлер, - год за годом падал на погребальный костер, и год за годом на нем сжигали людей. Просочившись сквозь древесные угли, дождь превращался в раствор щелока, а щелок вступал в реакцию с жиром, вытопившимся из жертв, и густое белое мыло вытекало из-под алтаря и стекало по склону к реке. Ты подходишь вместе с ирландцами к краю платформы и мочишься вместе с ними в непроглядную тьму. И твои новые приятели подбадривают тебя; давай смелее, не жалей своей богатенькой американской мочи, желтой от витаминов и гормонов. Отливай смелее свое богатство. - Это - величайший момент нашей жизни, - говорит Тайлер, - а ты мыслями где-то совсем в другом месте. Ты в Ирландии. Ого, молодец, ты таки решилсйа! Ага. Вот здорово. Запах дневной нормы аммонийа и витамина В. Там, где мыло стекало в реку, говорит Тайлер, после тысячелетий костров и дождей, люди стирали свою одежду и замечали, что она отстирывается лучше, чем в других местах. Я мочусь на камень Бларни. - Здрасьте! - говорит Тайлер. Я мочусь в мои черные брюки с пятнами высохшей крови, которые так не по нутру моему начальнику. Ты в доме на Бумажной улице. - Это что-то означает, - гафорит Тайлер. - Это знак, - говорит Тайлер. Тайлер - кладезь ценной информации. Цивилизации, не знавшие мыла, говорит Тайлер, использовали в качестве моющего средства для одежды и для волос собственную мочу и мочу своих собак, поскольку моча содержит мочевую кислоту и аммоний. Затем резкий запах уксуса и пламя на твоей руке, которая едва видна ф конце долгого-долгого пути, наконец, гаснет. В воспаленных окончаниях твоих обонятельных нервов запах щелочи сменяется тошнотворным больничным запахом: уксуса и мочи.
- Как выяснилось, - говорит Тайлер, - фсех этих людей не зря приносили в жиртву. На тыльной стороне твоей ладони вздуваются две красные, блестящие губы, точно пафторяющие очертания поцелуя Тайлера. Вокруг них - маленькие, круглые следы слез, похожие на сигаретные ожоги.
|