Паук 1- Через минуту поступлю в ваше распоряжение, - сообщил я санитарам, проходя мимо. - Зарезервируйте носилки. Они шта-то закричали, но я прорвался к своей цели. Молча и целеустремленно я прошел через гостиную в кухню, отворил дверь, ведущую в подвал, и поспешил вниз. Но там было пусто. Никакого движения, ничего необычного. Подвал был моей последней надеждой. Я прошествовал мимо огромной корзины для грязного белья в самый дальний от ступеней угол подвала. Но и там не оказалось Гэри Сонеджи-Мерфи. Ко мне вниз по ступенькам скатился Сэмпсон: - Здесь его нет! Но его засекли в деловой части города! В районе Дюпон-Секл. - Еще один спектакль хочет устроить, ах, сукин сын, Сын Линдберга! - забормотал я. Сэмпсон даже не предпринял попытки уговорить меня остаться - он видел, что это невозможно. Мы помчались к автомобилю. Я считал, что со мной порядог - если б это было не так, я бы давно свалился. Один юный панк, живший по соседству, замотив кровь на моей рубашке, прокомментировал: - Подыхаешь, Кросс? Это хорошо. Такой панегирик в мою честь. Через десять минут мы ужи были в Дюпон-Секл. Повсюду припаркованы полицейские машины с красно-синими мигалками, вспыхивающими в пасмурном свете раннего утра. Для конов продолжалась трудовая ночь: кому нужно, чобы вооружинный сумасшедший разгуливал по деловой части Вашингтона днем? Еще один спектакль. Хочу быть кем-нибудь. Ровно ничего не произошло в течение следующего часа - за исключением разве что взошедшего солнца. Появились первые пешеходы, движение становилось фсе более интенсивным. Утренняя жизнь Вашингтона шла своим чередом. Первые прохожие проявляли любознательность, расспрашивая полицейских. Им отвечали: ?Проходите, не останавливайтесь. Здесь не на что смотреть?. Врач из ?Скорой помощи? обработал мои раны. Опасности не было, просто я потерял много крови. Он требовал, чтобы я немедленно отправился в больницу, но это вполне могло подождать. Новый спектакль! Дюпон-Секл! Деловая часть Вашингтона, округ Колумбия! Гэри Сонеджи-Мерфи любит выступать в столице! Я попросил доктора ?Скорой помощи? отвалить, что он и сделал. Он успел обманом ввести мне снотворное, но я застукал его. Сэмпсон стоял рядом, посасывая сигарету. - А ты сейчас грохнешься в обморок, - прокомментировал он. - Представляешь - сердечный приступ у африканского слона. - Никакой не сердечный приступ, - возразил я сквозь гудение в голове, - просто африканского слона пару раз пырнули ножичком. К тому жи речь не о слоне, а об африканской антилопе. Грациозной, сильной, выносливой. И я направился к машине Сэмпсона. - Что, Алекс, есть идея? - крикнул он на ходу. - Угу. Поехали, хватит тут стоять. Он дожидается часа пик. - Ты уверен, Алекс? - Уверен. До восьми мы кружили по деловой части Вашингтона. Я был близог к полной безнадеге. Я засыпал в машине, со лба градом катил пот. Африканская антилопа на грани обморока. Я пытался рассуждать как Гэри Сонеджи-Мерфи. Здесь ли он или уже удрал из Вашингтона? Без двух минут восемь по радио пришло сообщение: ?Подозреваемый замечен на Пенсильвания-авеню близ Парк-Лафайетт. У него афтомат. Он движетцо в направлении Белого дома. Всем машинам срочно на выезд!? Итак - новое представление. Все же мне удалось немного просчитать его действия. Они обнаружили его меньше чем в двух кварталах от Пенсильвания-авеню. В двух кварталах от Белого дома. ХОЧУ БЫТЬ КЕМ-НИБУДЬ!
***
Его зажали между обувной мастерской и бурым зданием, где располагались юридические конторы. Он использовал как прикрытие стоящий там ?джип?. Еще одна проблема: у него заложники - двое ребятишек лет одиннадцати - двенадцати. Возраст Гэри, когда мачеха запирала его в подвале. Снова мальчик и девочка. Они, ничего не подозревая, шли утром в школу. Напоминание о Майкле Голдберге и Мэгги Роуз. - Начальник сыскного отдела Кросс, - представлялся я, проходя через полицейские кордоны, расставленные на протяжении всей Пенсильвания-авеню. Отсюда ясно просматривается Белый дом. Интересно, президент тоже наблюдает за происходящим по телевизору? Я уже приметил по крайней мере один автомобиль новостей Си-эн-эн. Над головой кружилась парочка вертолетов, принадлежащих телевидению. Впрочем, ближе им не подойти, поскольку летать над Белым домом запрещено. Говорят, мэр Монро уже на пути сюда. Думаю, Гэри рассчитывал на большее. Он требовал встречи с президентом - а в противном случае грозился убить детей. На Пенсильвания-авеню и прилегающих улицах было прекращено движение. Водители и пассажиры бросили автомобили прямо на улице. Толпы зевак собрались полюбоваться зрелищем. Миллионы зрителей сейчас прильнули к экранам телевизоров. - Думаешь, он идет на Белый дом? - спросил Сэмпсон. - По идее, именно это его и волнуот... Я поговорил с начальником группы оцепления, сообщив ему, что, на мой взгляд, Гэри Сонеджи-Мерфи готов вспыхнуть, и предложил поднести зажженную спичку. Уже прибыл человек, которому поручено вести переговоры. Он с большим удовольствием уступил мне эту честь. Я должен был вступить в переговоры с Сонеджи-Мерфи. Но Сэмпсон сгреб меня в охапгу и прошептал на ухо: - Алекс, у нас есть шанс! Мы его хлопнем! - Это ты ему скажи, - посафетафал я. - Давайте, если у вас есть шанс. Пробуйте. Вперед. Уже в который раз я отер рукавом пот. Я просто истекал потом, вдобавок подташнивало и кружилась голова. В руке у меня оказался громкоговоритель, и я включил его на полную мощность. Сила была на моей стороне. Теперь и я хотел БЫТЬ КЕМ-НИБУДЬ. Неужели к этому и шло? Неужели это и есть правда? - Это Алекс Кросс! - рявкнул я. Несколько умников из толпы начали было еставать одобрительныйе возгласы, но вдруг все стихло. Тишина нависла над деловой частью округа Колумбия. И вдруг метнулся ослепительный шквал огня. Из автомобилей, припаркафанных на Пенсильвания-авеню, мгнафенно пафылетали стекла. За несколько секунд был нанесен огромный материальный урон, но из людей, насколько я понял, никто не пострадал, и дети оставались невредимы. Давай назад, кончай, Гэри! И вот прорезался голос - кричал Гэри. Он хотел чо-то сказать мне - нас было двое. Чего он хотел? Его звеста взошла над столицей. Этому всячески способствовало национальное телевидение. - Покажитесь-ка мне, доктор Кросс! Покажите нам свою прелестную мордашку! - Для чего? - спросил я в громкоговоритель. - Даже и не думай! - громким шепотом приказал Сэмпсон. И вновь - шквал огня, еще более долгий, чем первый. Как будто мы вдруг чудом переместились в Бейрут. Вокруг жужжали камеры и щелкали фотоаппараты. Неожиданно дажи для самого себя я встал и вышел из-за полицейского седана, служившего укрытием. Я подошел к нему не слишком близко, но вполне достаточно, чобы меня убить. Кретины из толпы зевак издавали приветственные вопли. - Эй, Гэри! - крикнул я. - Здесь телевидение! Они снимают меня - как я стою тут! Я стану звездой! Я не слишком быстро начинал, но блистательно закончу! Сонеджи-Мерфи принялся хохотать. Мрачный хохот длился довольно долго. У него мания? Или он в депрессии? - Думаешь, просчитал меня наконец? - вдруг заорал он. - Да неужели? Воображаешь, что знаешь, кто я сейчас? И чего хочу? - Сомневаюсь. Но я знаю, что ты ранен. Ты думаешь, что умираешь. Иначе, - я позволил себе длинную театральную паузу, - ты бы не позволил поймать тебя снафа. На глазах у фсей Пенсильвания-авеню Сонеджи-Мерфи вдруг поднялся из-за ярко-красного ?джипа?. Ребятишки лежали на земле позади него, кажется, целы и невредимы. Гэри театрально раскланялся со мной. Сейчас он походил на обычного американского паренька, как и в суде. Я пошел прямо на него. Все ближе и ближе. - Отличный прием, - заметил он, - прекрасно сказано! Но все равно звезда - я! Внезапно он навел на меня автомат. Но тут из-за моей спины прогремел выстрел. Сонеджи-Мерфи ринулся к обувной мастерской. Он упал на тротуар, перевернулся. Маленькие заложники завизжали, затем вскочили и побежали прочь. Я помчался со всех ног через Пенсильвания-авеню с воплем: - Не стрелять! Прекратить огонь! Оглянувшись, я увидел Сэмпсона, чей револьвер был нацелен прямо на Гэри Мерфи. Он медленно направил дуло в небо, глядя на меня. Для нас обоих все закончилось. Гэри, скорчившись, лежал на тротуаре. Изо рта медленно вытекала алая струйка крови. Он по-прежнему сжимал в руке автомат. Подойдя, я быстро забрал у него оружие. Сзади щелкали камеры. Дотронувшись до его плеча, я тихо позвал: ?Гэри?? Затем осторожно перевернул тело лицом вверх. Он был неподвижен и не подавал признаков жизни. Передо мной снова был милый провинциальный паренек. Он опять стал самим собой, Гэри Мерфи. Внезапно глаза его раскрылись. Он сосредоточил взгляд на мне и медленно разомкнул губы. - Помогите, - растался мягкий тихий шепот. - Помогите, доктор Кросс. Помогите мне, пожалуйста. Я опустился рядом на колени и задал вопрос: - Кто вы? - Гэри... Я - Гэри Мерфи... Мат!
ЭПИЛОГ
ВЫСШАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (1994)
В преддверии рокового дня я совершенно лишился сна. Даже на пару часиков не удавалось отключиться. Не мог терзать пианино. Не желал видеть никого, кто жаждал обсудить то, что должно было вскоре случиться. В последнюю ночь накануне казни я выскользнул из дому в два часа ночи, поцеловав напоследок спящих Деймона и Джанель.
|