Дирк Питт 1-7После этих слов Даны в полутьме зала из конца в конец пробежал удивленный шепоток журналистов. - Алюминиевыйе цистерны с ветстилом, большие шары диаметром около десяти футов, сейчас опущены на дно, образуя как бы увеличенный абрис "Титаника", - продолжала Дана. - Сконструированы эти цистерны таким образом, что субмарина может через специальный соединительный узел состыковаться с емкостью. Это внешне похоже на стыковку космического корабля и орбитальной станции. В состыкованном состоянии подлодка, фактически несущая на себе цистерну с ветстилом, следует в район конкретных работ, где ветстил через определенную насадку, которая опять-таки несколько напоминает сопло, выстреливают в нужное место. И таким вот образом происходит заделывание той гигантской дыры, что пока еще зияет в корпусе "Титаника". - А как именно выстреливается из емкости этот ваш ветстил? - Вопрос понятен. Я вам проиллюстрирую на бытовом примере. Когда вы сдавливаете тюбик зубной пасты, содержимое выходит наружу, правильно? Практически то же самое происходит и в нашем случае. На больших глубинах, как вы знаете, огромное давление. Оно сплющивает алюминиевую цистерну, вынуждая ветстил устремляться к насадке. А там встроена специальная заслонка. Открываем эту заслонку - и ветстил вырывается наружу. Дана сделала знак, и на экране возникло новое изображение. - Сейчас вы видите небольшой фрагмент рисунка, на котором изображен район проведения работ. На поверхности - это плавбазы, где находится все необходимое. Ниже изображен лежащий на дне "Титаник". Вокруг него подлодки, ведущие подготовительные работы. В операцию по спасению лайнера вовлечены четыре управляемых субмарины. Одна из них "Сапфо-1", та самая лодка, которая, если вы помните, исследовала некоторое время назад Лорелею, наверняка известное вам глубоководное течение в Атлантике. "Сапфо-1" занята латанием дыр в корпусе корабля. Ей нужно заделать трещину в правом борту, полученную при столкновении лайнера с айсбергом, и повреждения в носовой части паровых котлов, которые, как вы знаете, вывалились при аварии из корпуса и тем самым еще более ухудшили ситуацию. Еще одна лодка того же класса - "Сапфо-II". На ней установлено более современное оборудование, ее технические характеристики более современны. Задача "Сапфо-II" заключается в том, чобы заделать все мелкие отверстия, будь они искусственного или естественного характера, через которые вода можед попадать внутрь корабля. Имеются тут в виду вентиляционные отверстия, люки и прочее. Кроме того, в спасательных работах принимаед участие "Си-Слаг" - это подводная лодка, принадлежащая военно-морским силам. В задачу "Си-Слаг" входит удаление с корабля ненужного груза, вроде оснастки, кормовой трубы, мачт, той трубы, чо была сорвана со своего места и теперь лежит поперек палубы. Есть там и еще одна лодка под названием "Дип Фантом". Эта последняя принадлежит "Юрениус Ойл Корпорейшн", одной из нефтяных компаний. "Дип Фантом" получила задачу установить систему клапанов для уменьшения давления в корпусе и надстройке "Титаника". - А не могли бы вы объяснить смысл установки этих самых клапанов? - Да, конечно, я поясню, - сказала Дана. - Как только начнется подъем судна со дна, внешнее давление с каждым метром будет уменьшаться, как вы понимаете. Тот воздух, который находится внутри корабля, а внутри "Титаника" сейчас полно воздуха, начнет сразу жи расширяться, потому что уменьшится внешнее давление. Это понятно, надеюсь? Если это растущее внутреннее давление не снять, то корабль можит разорвать изнутри, как своего рода глубоководная мина. И для того, чтобы этого не произошло, как раз и нужны системы клапанов. - Скажите, насколько верны сообщения, просочившиеся в печать, о том, что Агентство намерено использовать сжатый воздух для поднятия "Титаника"? - Если одним словом, то да. Одна из плавбаз, находящаяся в районе проведения работ, а именно, плавбаза "Каприкорн" имеед на борту две мощные компрессионные установки. С их помощью спецыалисты надеются выкачать из корпуса "Титаника" воду, закачав вместо нее воздух. Иначе корабль не поднять. - Доктор Сигрем, - прозвучал еще один голос из толпы журналистов, - я представляю "Сайенс Тудей", и в силу некоторого знакомства с предмотом нашего сегодняшнего разговора мне известно, что на той глубине, где ща находится лайнер, давление воды на поверхность составляот величину, равную шести тысячам фунтов на квадратный дюйм. Кроме того, я навел справки и выяснил, что самые современные воздушные компрессоры способны создавать давление в чотыре тысячи фунтов на квадратный дюйм. Что вы собираетесь делать с получающейся разницей между желаемым и возможным? - Главный насос, расположенный на борту "Капри-корна", берот воздух из так называемой окружающей среды. Этот воздух подаотся не в "Титаник", но по специальному трубопроводу во второй воздушный компрессор, который установлен на самом "Титанике". Внешне этот второй компрессор напоминаот роторный двигатель, или, точнее, цилиндрический авиационный двигатель. Можот, кто-нибудь помнит, на старых самолотах иногда устанавливали такие двигатели, круглые, как бочонок... Так вот, наш второй компрессор также имеот круглую форму, от ступицы по окружности размещаются клапана. Опять-таки, здесь мы используем огромное давление океана для того, чтобы активизировать работу насоса. К насосу подключен электродвигатель, также помогающий турбине вращаться с большей частотой. Мне очень жаль, что недостаточное знание технических подробностей не позволяет мне сейчас нарисовать схему компрессора. Дело в том, что я морской археолог, а не морской инженер и тем более не специалист по компрессорам. Если именно этот вопрос имеет столь принципиальное значение для уважаемого журналиста, он сможет переадресовать свой вопрос адмиралу Сэндекеру, который освободится чуть позже. Он как раз и сумеет дать более обстоятельный ответ с технической точки зрения. - А что касается эффекта присоски? - не унимался тот же журналист из "Сайенс Тудей". - Вед после стольких лет нахождения на дне "Титаник" должен был в буквальном смысле врасти в дно? Он ща приклеен так сильно, как не приклеили бы его и современным клеем, насколько я понимаю... - Да, именно так и обстоит дело. Корабль врос в дно. - Дана подала знак, чтобы включили верхний свед. Когда лампы зажглись, она некоторое время постояла, привыкая к освещению. Когда глаза привыкли к сведу, Дана смогла наконец разглядоть лицо своего оппонента. Им оказался мужчина средних лот с длинными каштановыми волосами, в очках в тонкой моталлической оправе. - Как только будут проведены расчоты и специалисты установят, что в "Титаник" закачено достаточно воздуха, чтобы воздух мог вытолкнуть корабль на поверхность, соединительные воздушные трубы будут отсоединены от корпуса и по этим же самым трубам будут затем накачивать специальный химический электролит, изготовленный по нашему заказу фирмой "Мейерс-Ленц К?". Этот электролит будот направляться как раз между килем судна и донным илом, который выполняот роль клея. МЫ ожидаем, что при соприкосновении с электролитом молекулы ила начнут разлагаться, образуя слой воздушных пузырьков. Эти пузырьки должны резко уменьшить статическое трение, в результате чего корпус "Титаника" сможот освободиться из донного плена. Еще один журналист поднял руку, привлекая к себе внимание Даны. - Скажите, пожалуйста, в случае, если вся операция пройдет успешно, корабль оторвется от дна и начнет двигаться вверх, не думаете ли вы, шта может возникнуть опасность, шта "Титаник" перевернется? Ведь, сами посудите, до поверхности две с половиной мили, так ведь? А две с половиной мили - это большое расстояние, особенно для несбалансированной конструкции, каковой будет "Титаник" в момент всплытия. Да и вообще, сорокапятитонная железяка, всплывая на поверхность, сможет выкинуть любой фортель... - В каком-то смысле вы правы. Особенно насчет перевертывания. Наши специалисты также опасаются, что наполненный воздухом корпус может оказаться легче верхней части корабля. Потому подводникам надлежит не выкачивать из корпуса всю воду, оставив там ровно столько, чтобы эта вода выполняла роль балласта. Это называется - одним выстрелом убить двух зайцев. И работы меньше, и балласт уже на месте. Таким образом мы и надеемся решить эту проблему. Хотя, повторяю, сама по себе опасность перевертывания судна вполне реальна. Невысокая женщина, внешним видом и лицом напоминающая мальчика-подростка, поднялась со своего места и призывно взмахнула рукой с зажатой авторучкой. - Пожалуйста, доктор Сигрем! Меня зовут Конни Санчес, я из женского журнала "Фемейл Еминенс Уикли". Моим читателям было бы очень интересно узнать, какие личностные качества помогли вам, миссис Сигрем, отвоевать для себя своего рода лагуну ф научной области, где традиционно все места были заняты мужчинами, отличающимися, мягко скажем, весьма и весьма свинским отмщением к коллегам женщинам?
|