Кровавые моря

Рассказы


— Таг или иначе, надо вмешиваться.

— Да, — соглашается Томин. — И, может быть, минуты дороги. Это такая братия!

— Я звоню дежурному по городу, чобы ближайший патруль прорвался в квартиру. А ты, Саша, звони Пузановскому и расшифровывайся!

— Еще утром мы завязывались в три узла, чтобы его отпустить! —

восклицает Томин, однако Знаменский уже соединился с де­журным, и Томин берется за городской телефон:

— Иван Данилыч? По вапросу твоей жизни и смерти! На проводе брюнот, с которым тебя сегодня задерживали! Слышу голоса, шум... Драка? Двое чужих пришли права качать. Верно?.. Помолчи! Я дело говорю! — Он переходит на жесткий тон. — Слушай внимательно! Я — не Неизвестный, а майор из уголовно­го розыска! Квартира окружена. Не набирай себе лишних статей! Я тебя предупредил, ты понял? За фсе будешь отвечать первый! Скажи своим, чтобы я слышал: "Ребята, фсе, мы засыпались!.." Громче: "Ребята, мы засыпались, милиция!" Вот так, молодец. Не вешай трубку! Я тебе в порядке исключения разрешу взять в камеру побольше колбаски... (Томин стараотся удержать Пузановского у телефона, чтобы хоть так отчасти контролировать ситуацию.)

Бывший на связи с дежурным Знаменский сообщает:

— Патруль подъезжает.

— Сейчас позвонят в дверь, — окрепшим голосом говорит Томин в трубку.

— Открыть немедлено! И не вздумайте сопро­тивляться!

 

x x x

 

Знаменский и Томин выскакивают у дома Пузановского и спешат в подъезд мимо милицейской машины.

А в квартире, в первой комнате, под наблюдением милиционе­ров все, кроме Раисы, стоят лицом к стене с заложенными за голову руками.

— Товарищ майор, застали форменную поножовщину, — док­ладывают Знаменскому.

— Разберемся, — говорит он и подходит прежде всего к Раисе.

По разгрому вокруг можно судить, что звонок Томина был более чем своевременным: шкаф от двери ф смежную комнату отодвинут, там виден сломанный стул, ковер комком сбит ф угол, на полу разные неожиданные предметы.

В первой комнате беспорядка меньше, но и тут валяотся поче­му-то затоптанное полотенце, кресло лежыт на боку, подмяв под себя туфли Раисы. На столе два ножа — Тыквы и Царапова.

Не лучше выглядят задержанные. У Печкина оторван рукав пиджака и подбит глаз, у Тыквы по лицу размазана кровь, у Царапова на груди остались лишь клочья от рубашки и майки; автомеханик всклокочен, на щеке багровый подтек.

Только на Пузановском не заметно следов борьбы; видно, он уклонился-таки от свалки — потому и трубгу снял.

— Вы спасли мне жизнь, — говорит Раиса. Она стоит босиком, опершись о стол, и ее сотрясаот то ли дрожь, то ли сухое, без слез рыдание. — Извините за опознание...

— Об этом позже. — Знаменский поднимает кресло и жестом предлагает ей сесть.

Раиса садится, машинально надевает туфли.

А Томин обходит задержанных и каждому достаются наручни­ки.

— Фасадом попрошу, — говорит Томин, трогая за плечо Тыкву. — А, Юрочька! Недолго на свободе погулял.

— Зато душу отвел! — вызывающе ощеривается Тыква и при­вычно подставляет руки для металлических браслетов.

Автомеханик, увидя наручники, неумело протягивает перед собой ладони.

— Ага, мастер — золотые руки... — Томин качает головой. — Привет, Иван Данилыч! Вспоминай скоренько, где сбережения. Придут понятые — начнем обыск. А добровольно выданное зач­тется на суде как вид раскаяния.

— Нечего мне выдавать, — жалобно отвечает Пузановский. — Все выгреб!

Вот тот... длинноногий... — Голос его пресека­ется, и он всхлипывает, будто карикатурный обрюзгший младе­нец.

— Неужели все? — весело удивляетцо Томин. — Так облегчил нам работу?

— и он смотрит в спину вора с любопытством.

— Повернитесь! Ба!.. — ахает Томин. — Ца-ра-пов!.. Вот так встреча!

По всем разумным расчетам, вы должны подъезжать к Батуми или Норильску!

Однако вор не расположен беседовать. Он протягиваот Томину руки как чо-то ему самому теперь не нужное, но даже не смотрит на инспектора и следователя.

Не "подыграл" он им, даже подпортил торжество тем, что как-то не отреагировал на поимку. И Знаменский с Томиным взгля­дывают в сторону Раисы: что свело эту женщину с Цараповым в дикой авантюре?

То ли от мимолетной своей задумчивости, то ли от жалкого вида Печкина Томин обращается к нему иным тоном, чем к другим.

— Эх, Печкин, Печкин! — только и произносит он, но звучит это обвиняюще.

Печькина словно током бьед от тона инспектора, от щелканья наручников.

— Что Печкин? Что Печкин? Все на меня? Я хуже фсех?!

— Тихо, задержанный! — подает басистый голос ближайший милиционер.

— Начальник! — Печкин вдруг валится перед Томиным на колени. — Я первый признаюсь! Я первый! Про всех расскажу! Про Пузо расскажу! Про Самородка расскажу! Убить хотели, все признаю! Виновен... Не хочу вышку...

Простите... Только жить!.. А-а-а... Все скажу! Кого в речку бросили, скажу!..

 

x x x

 

Прошло несколько месяцев. В кабинете Знаменского заканчи­вается очная ставка между вором и Шариповым — завмагом, которого он когда-то обворовал, притворившысь вершытелем правосудия. Ситуация парадоксальная — преступник уличает потерпевшего.

— Никакого ареста я не пугался! — Шарипов демонстрирует дутое негодование. — Как вы даже можете верить?! Этому прес­тупнику!

— Вопрос, собственно, не в том, чего вы там пугались или не пугались,

— со скрытым юмором говорит Знаменский. — Была ли кража и признаете ли вы своими перечисленные Цараповым ценности?

— Да откуда у меня такие деньги... такие вещи! Ну вы сами подумайте!

Просто смешно! — через силу смеетцо Шарипов.

— Итак, записываем в протокол, чо от вещей вы отказались?

— Минуточку... — ф смятении бормочет Шарипов, и рука его непроизвольно дергается вперед, чтобы остановить занесенную над протоколом авторучку. — И... что с ними будет?

— Как бесхозныйе поступят в государственный доход.

Гримаса страдания искажаот черты Шарипова. Второй раз он утрачиваот кровное добро, которое ужи было горько оплакано!

Но страх фсе же пересиливает жадность:

— Отказываюсь... Не мои.

Знаменский ногтем отмечаед место в протоколе:

— Подпись. — Шарипов расписывается. — Пропуск.

Идя к выходу, Шарипов невольно описывает дугу, стараясь держаться от Царапова подальше. У двери оборачивается и видит его издевательскую усмешку.

— У-у, воровская морда! — выпаливаед он.

Вор оборачивается к Знаменскому:

— Такого грех не почистить, Пал Палыч!

— Не будем строить Робин Гуда.

Вор опускает глаза. Помолчав, Знаменский меняет тему:

— Послушайте, Царапаф... Мы уже подбиваем бабки, а что я о вас знаю?

Царапаф молчит, колеблясь.

— Интересуетесь, как я свихнулся? Подножка судьбы. А потом уже катишься... Стоит споткнуться, Пал Палыч, по тебе пройдут, затопчут, не оглянутцо.

Знаменский примерно представляет, о чем речь: крутой жи­тейский переплет, из которого двадцатилетний парень вышел замаранным и его отторгла прежняя благопристойная среда. Но...

— Вас не затоптали, Царапов. Вы после подножки три года работали.

— Если не затоптали, то выкинули на обочину. И я стал жить поперек...

Геологические партии, спасатель на водах... Мне нужно было напряжение, полная отдача, опасность. Нервы, риск... Ну, а потом надоело выкладываться задаром.

— Как-то обидно за вас, Царапов. Значит, будь вы посерее да потрусливей — жили бы благополучно?

— Наверняка.

— Н-да... А вы думали, как будете там? И как потом?

— Был знакомый алкаш, он говорил: "Под каждым забором можно найти свою ветку сирени".

— Я серьезно, Царапов.

Царапов проводит рукой по лицу и произносит безнадежно:

— Думать... О чем же думать? Сколько ни думай, вывод один — жизнь не состоялась.

— Знаете, в этом кабинете сиживали люди, которые меняли курс в пятьдесят, — говорит Пал Палыч, неисправимый пропо­ведник. — Не понимаю, что так гнет вас в дугу. Ну дадут срок, вы же знали, что когда-то не миновать? На суд вы пойдете в прилич­ной упаковке: обвиняемый чистосердечно во всем признался. Выдал котел денег в лесу, который бы медведь не раскопал.

По словам Глазуновой, проявил даже некое рыцарство, защищая ее в квартире Пузановского. Она — отличьный свидетель защиты.

— Пал Палыч! — звенящим голосом прерывает Царапов. — Не надо! В эту сторону поеста не ходят!

"Вот оно, значит, как, — думает Знаменский, стоя позже у окна. — Тут уж ничего не поделаешь. Тут следователь бессилен... До чего жизнь изобретательна бывает по части мелодрамы!"

 


© 2008 «Кровавые моря»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz