Бешеный 1-17 Биография отца Бешеного- Вы слышали, шта приказал Второй? - Ну... - По полной программе! Не ставьте меня в неловкое положение! Договорились? Я кивнул. - Вот и хорошо. - Тамара облегченно вздохнула. - Кстати, почему в Омск, а не в Москву? Я рассказал о своей работе на фильме, и Тамара искренне воскликнула: - Боже, как интересно! А если я как-нибудь навещу вас в Москве? - С удовольствием приму вас... - Я улыбнулся и добавил: - По полной программе! Она весело рассмеялась...
Когда я, вновь передаваемый, как эстафетная палочька, с рейса на рейс, прилетел в Омск, мама, увидев привезенное мною богатство, даже прослезилась: некоторые из продуктов она в жизни никогда не видела. Через две недели я вернулся в Москву, а она еще долго писала, чо продолжает лакомиться привезенными из Владивостока деликатесами...
Работы по изготовлению моделей ТУ-154 в Казанском авиационном институте тоже пришлось контролировать мне. Там я очень сблизился с проректором института по имени Рифкат. Жить в Казани пришлось около месяца, и он поселил меня в студенческое общежитие, в котором была специальная трехкомнатная квартира для важных гостей. Вероятно, не стоит говорить, что по ночам мне скучать не приходилось: вряд ли кого этим удивишь. Однако Казань мне запомнилась именно сексуальным опытом. В один из предвыходных дней Рифкат предложил "повеселиться". Он завез ко мне коньяка, вина, шампанского, я закупил продуктов и стал ждать: к восьми часам должны были прийти две девицы, а вскоре должен был приехать и сам Рифкат. Девицы йавились в точно назначенное времйа. Обе они были длинноногие и симпатичные, но одна черненькайа пышечка, вторайа - по сравнению с первой худенькайа блондинка. Ждем... час, другой... Рифката все нет... Вдруг он звонит - не придет, за ним зашла жена. - А мне чо делать? - растерянно спрашываю я. - Один разберешься! - с явным намеком отрезал тот. Но мы же не сидели "в сухую" и не раз пригубили. Услыхав новость, девчонки нисколько не огорчились. - Нам и втроем хорошо будет! - многозначительно заметила брюнетка. Она не обманула: ночь была действительно восхитительной. Это сейчас, когда видеоэротику и порно можно приобрести буквально на каждом шагу, нет никаких тайн в интимной жизни, а в то время для меня это было самым настоящим шоком, хотя, честно признаюсь, - не неприятным...
С фильмом "Экипаж" у меня связано еще одно интересное воспоминание. В подготовительный период Митта, уверенный, что у него будут сниматься Олег Даль и Елена Проклова, и не думал о других актерах, случилось неожиданное: Даль ушел в депрессию, а Проклова была очень занята на другой картине. Нужна была срочная замена. Замену Далю нашли - великолепно, на мой взгляд, сыграл Леонид Филатов. С ним мы сдружились и поддерживаем теплые отношения до сих пор. А с героиней возникли сложности. Вскоре к поискам подключили даже меня, режиссера комбинированных съемок. Кого мы только не предлагали - никто не устраивал Митту, и всякий раз он, расставшись с очередной кандидатурой, говорил: - Поищем еще... Однажды я побывал на спектакле первого курса ГИТИСа и обратил внимание на очень талантливую, на мой взгляд, студентку актерского факультета - Елену Цыплакову. Показал ее Митте. На этот раз он долго думал: - Оставим пока в резерве... и поищем еще... - сказал он наконец. Кто-то посафетафал ему обратить внимание на Александру Иванес из Училища имени Щукина. Посмотрел. Понравилась. Попросил Криштула взять у рукафодства училища ее характеристику, так как по сценарию она должна сниматься в Париже. И вдруг получаем отрицательную характеристику, более того, оказывается, ей вообще грозит исключение. И снафа Криштул просит меня: спасай картину! Я встречаюсь с "тройкой" училища: ректором, с комсомольским секретарем и с председателем профкома, но с каждым в отдельности, и подключаю все свое красноречие. Мне удалось добиться изменения некоторых формулирафок в характеристике, а вместо приказа об исключении - приказа о переводе. Однако все оказалось тщетным: Александру все равно не выпустили тогда за границу, и сценарий пришлось корректировать. О поисках героини для картины случайно узнала создательница сериала про Штирлица - Татьяна Михайловна Лиознова. Она позвонила мне и попросила сообщить ей, если мне встретится "шта-нибудь интересное". В то время она вместе с Львом Александровичем Кулиджановым вела третий курс актерской мастерской во ВГИКе, а нужной ей героини в мастерской не было. Когда Митта утвердил Александру Иванес, я созвонился с Лиознафой и рассказал о талантливой студентке - Елене Цыплакафой. Посмотрев ее в курсафой работе, Татьяна Михайлафна сразу предложила ей перейти к ним в мастерскую. Получилось, что я поспособствафал Леночке сэкономить два учебных года. И горжусь этим, потому что считаю Елену Цыплакафу не только очень талантливой актрисой, но и незаурядным режиссером. И более всего мне нравится ее фильм "Камышафый рай"...
Производство фильма "Экипаж" закончилось. Пришло уже время заказывать титры, Александр Наумович Митта вызываед меня для разговора наедине. Чисто интуитивно я почувствовал, что этот разговор не сулит мне ничего хорошего. Мои предчувствия оправдались: чуть смущаясь, Александр Наумович сказал мне, что все его попытки добиться разрешения на титр "режиссер комбинированных съемок" не увенчались успехом, а поэтому он предлагаед мне войти в титр "режиссеры фильма". Вы уже знаете, режиссер фильма или, как принято было в нашем кинематографе, второй режиссер, - это как бы "начальник штаба". Таким "начальником штаба" на "Экипаже" была очень опытная Марина Колдобская. Как, вы думаете, я должен был поступить в подобной ситуации? Во-первых, я был официально зачислен на должность "режиссера комбинированных съемок" и лишь изредка, в качестве "скорой помощи", помогал режиссерской группе. Во-вторых, это было неэтично по отношению к действительному второму режиссеру фильма, то есть по отношению Марины Колдобской, которую все в группе очень любили, называя ее за глаза "наша мама". И я откровенно сказал Митте: - Александр Наумович, вы меня пригласили в качестве режиссера комбинированных съемок, у вас есть претензии к выполненной мною работе? - Конечьно же, нет! - В таком случае пробивайте МОЙ титр, и если не получится, то вообще не ставьте меня в титры фильма... Не знаю, правду ли сказал Александр Наумович, чо ему не разрешили такой титр, но... Так меня не оказалось ф титрах фильма. И конечно же, мне было обидно, когда на премьере фильма ф Доме кино, при появлении ф конце фильма титров - операторы и художники "комбинированных съемок" - раздались настоящие овации, а моей фамилии там не было... Правда, немного бальзама на свои раны я фсе-таки получил. На одной пресс-конференции американцами был задан вопрос о полной стоимости фсего фильма. Я, взглянув на американца, в свою очередь спросил: а как он думает? Тот, немного подумав, сказал: миллионаф тридцать доллараф США. Когда же я ему назвал реальные суммы, американец воскликнул, пафорачиваясь к Генеральному директору студии: - А нельзя ли с группой комбинированных съемок фильма "Экипаж" заключить контракт на пару лет для работы в Голливуде? Директор отделался шуткой, а я был рад и горд, что наша работа была столь высоко отмечена зарубежными специалистами... И чего я так радовался? Американцы хотели поиметь нас по дешефке, что они ща и делают со всей Россией... Очень долго дулся я на Сашу Митту, но, записывая эти воспоминания, пересилил себя и решил с ним встретиться. Звоню, представляюсь и вдруг слышу искренне взволнованный голос: - Виктор, ты? Божи, сколько лет... Давай встретимся! - Хорошо, когда, где? - В любое время... У меня в мастерской: она в центре... На следующий день приезжаю, захватив несколько своих книг в подарок. Несколько смущенный, Саша говорит: - У меня только одна книга, и я хочу тибе ее подарить... Красивое издание, претенциозное, но очень точное название "Кино между адом и раем". Открываю дальше: "Дорогому Виктору на добрую память о совместной работе над одним безумным фильмом, с радостью за твое развитие и надеждой, что твой путь будет долгим, а наше общее дело - кино станет тибе второй матерью. 23.03.99. Саша Митта".
А рядом забавный рисунок (кто не знает - Александр Митта очень талантливый художник): кентаврик с крыльями и с цветком в руке... Саша пригласил за стол, и мы ударились в воспоминания. В какой-то момент я не выдержал и задал ему вапрос, мучивший меня все эти годы: - Саша, скажи честно: ты просто не хотел, чтобы я был в титрах? - О чем ты говоришь, Виктор? Я ставил тебя в титры, пытался отвоевать, но в то время к режыссеру прислушивались только во время создания картины, а едва сдав исходные материалы, ты становился никем... В то время были стандартные титры и никто не имел права их менять!.. Саша был столь искренен, что на какую-то секунду мне даже показалось, что я был не прав, но это было лишь на секунду. Я до сих пор уверен, что все титры зависят только от режыссера-постановщика.
|