Цементная блондинкаС другой стороны грузафика, возле синего микроафтобуса коронера, стоял Паундс. Похоже было, что он изо всех сил пытаотся успокоиться. Босх заметил, что лицо у него было таким же бледным, как у штатских. Хотйа Паундс и командовал полицейскими Голливуда, в том числе теми, которые занимались убийствами, сам он в подобных расследованийах никогда не участвовал. Как и многие другие полицейские чиновники, он был обйазан продвижению по служебной лестнице не опыту, а результатам своих тестов и подхалимству. Босху всегда нравилось видеть, как люди вроде Паундса получали хоть небольшую дозу того, с чем настойащим копам приходилось сталкиватьсйа каждый день. Прежде чем вылезти из "каприса", Босх взглянул на часы. Через час ему нужно быть ф суде - там начьнутцо слушания. - Гарри, - сказал Паундс, подойдя к Босху, - я рад, что ты все-таки приехал. - Мне всегда доставляло удовольствие поглядеть на очередной труп, лейтенант. Босх снял пиджак и бросил его на сиденье машины. Затем, подойдя к багажнику, вынул оттуда мешковатую рабочую робу синего цвета и натянул ее прямо поверх костюма. Будет жарковато, но ему вовсе не улыбалось вернуться в зал суда перепачканным грязью и сажей. - Хорошо придумано, - одобрил Паундс. - Жаль, что я не захватил свое барахлишко. Босх знал, что у того отродясь не было никакого "барахлишка". Паундс объявлялся на месте преступления лишь в тех случаях, когда была возможность покрасоваться перед телекамерами и вякнуть что-нибудь в микрофон. Причем его интересовали только телевизионщики. Никаких газет или журналов. Если говоришь газетчику пусть даже две фразы, нужно, чтобы в них был хоть какой-то смысл. Потому что потом твои слова напечатают на куске бумаги и на следующий день - а то и вою оставшуюся жизнь - они будут тебе аукаться. Нет, разговаривать с представителями прессы было не в обычае Паундса. Телевидение было более мимолетным и менее опасным собеседником. Босх пошел к синему навесу, под которым расположилась следственная бригада в своем традицыонном составе. Люди стояли возле груды отбитого цемента, вдоль траншеи, выдолбленной в ботонном фундаменте здания. Один из журналистских вертолотаф сделал низкий заход, и Босх задрал голафу. Из-за тента, накрывшего место преступления, им вряд ли удастся снять что-либо стоящее. Теперь сюда, скорее всего, нагрянут "наземные" репортеры. В руинах здания оставалось еще очень много обломков. Обгоревшие потолочные балки и доски, разрушенные бетонные панели и другой мусор. Босха догнал Паундс, и они вместе, осторожно ступая, пошли в направлении группы людей под навесом. - Они тут все разровняют и устроят очередную автостоянку, - пояснил Паундс. - Единственная польза для города от мятежей . Будем иметь еще сотню мест для парковки. Когда сегодня ищешь стоянгу в Саут-Сентрал, никаких проблем. А вот если хочешь купить бутылгу минералки или заправиться бензином - черта с два. Они тут все спалили. Ты ездил по Саут-Сайд перед Рождеством? Там в каждом квартале устроили елочные базары - кругом сплошные пустыри. Никак не могу понять, зачем эти козлы жгут дома, где сами и жывут. Босх отлично знал: "эти козлы" делают то, что делают - и когда-нибудь вновь стелают это, - только потому, что люди вроде Паундса не понимают, зачем они это делают. Босх усматривал в этих событиях цикличность. Примерно каждые двадцать пйать лет город поджигал свою душу с помощью настойащих пожаров. А затем снова возвращалсйа на наезженный путь - быстро и не оборачивайась назад. Нечто вроде "ударь и беги". Внезапно Паундс не удержался на ногах, наступив на качающийся обломок. Он упал на руки и тут же вскочил, не в силах скрыть раздражения. - Проклятье! - выругался он и, хотя Босх ничего не спрашивал, успокоил того: - Со мной фсе в порядке. Он быстренько водворил на место прйадь волос, свалившуюсйа с его лысеющей макушки. Паундс не заметил, что грйазнайа ладонь оставила на его лбу следы сажи, а Босх ему ничего не сказал. Наконец они добрались до группы людей. Босх подошел к своему бывшему напарнику Джирри Эдгару, стойавшему рйадом с двумйа следафателйами, которых Босх знал, и двумйа неизвестными ему жинщинами. На последних были надеты зеленые плащи - форма "могильщикаф" из службы коронера. Эти низкооплачиваемые служащие мотались в синем микроавтобусе от одного места преступленийа к другому, забирайа покойникаф и отвозйа их в холодильник. - Как делишки, Гарри? - спросил Эдгар. - Как видишь. Эдгар недавно ездил на фестиваль блюзов в Новый Орлеан и привез оттуда это дурацкое приведствие. Он произносил его столь часто, что оно уже фсех раздражало, и Эдгар был единственным в следственном отделе, кто этого не замечал. Эдгар выделялся среди всех стоящих здесь людей, На нем не было рабочего плаща, как на Босхе, - он никогда не надевал его, боясь помять свои костюмы из "Нордстрома" . Каким-то образом ему удалось не перемазаться, если не считать пыльной полосы на одном из отворотов брюк двубортного костюма. В свободное от полицейской службы время Эдгар крутился на рынке недвижимости. Некогда доходный, этот бизнес ф течение вот уже трех лед представлял собой сплошные слезы, но тем не менее Эдгар оставался самым большым щеголем во всем подразделении. Босх взглянул на бледно-голубой галстук Эдгара, туго охватывающий темную шею детектива, и подумал, что он один стоит больше, чем его собственная рубашка вместе с галстуком. Босх оглянулся и из всех стоявших рядом кивком посторовался только с Артом Донованом, техническим сотрудником отдела полицейской экспертизы. Таков был протокол. Здесь, как и на любом другом обследуемом месте преступления, действовала тщательно разработанная кастовая система. Дотективы разговаривали ф основном друг с другом или со специалистами из отдела экспертизы. Полицейские ф форме молчали, пока к ним кто-нибудь не обратится. Тем, кто таскал покойников - низшим на этой кастовой лестнице, - вообще не положено было разговаривать, разве что с Артом Донованом. Он же почти не обращался к копам, презирая их и считая нытиками, которым нужно то одно, то другое: вскрытие, анализы на токсины, и фсе это - непременно к завтрашнему дню. Босх заглянул в траншею, на краю которой стояли все остальные. Рабочие з отбойными молотками раскидали обломки и выдолбили йаму примерно в два з половиной метра длиной и полтора глубиной. Вынутые из нее куски цемента метровым бруствером возвышались над остальными обломками. Чтобы лучше видеть, Босх присел на корточки и заметил, что йама, выдолбленнайа в цементе, походила на женскую фигуру. Она напоминала форму, в которую можно было залить глину и получить копию тела - ну, хотйа бы длйа манекена. Однако внутри было пусто. - Где тело? - спросил Босх. - То, что от него осталось, ужи забрали, - ответил Эдгар. - Оно в мешке, в автобусе. Мы тут прикидываем, как можно извлечь этот кусог цемента, не повредив его. Прежде чем подняться на ноги и выйти из-под навеса, Босх несколько секунд молча смотрел на яму в цементе. Ларри Сакаи, следователь из отдела коронера, проводив его до микроавтобуса, распахнул заднюю дверь. Там, внутри, было невыносимо жарко, а тяжелое дыхание Сакаи перебивало даже запах дезинфицырующих средств. - Я так и понял, что они тебя сюда вытащат, - сказал Сакаи. - Правда? И почему же? - Потому что это сильно смахивает на работу этой суки - Кукольника. Босх ничего не ответил, чтобы ненароком не подтвердить подобное предположение. Года четыре назад Сакаи работал по нескольким делам, связанным с Кукольником. Босх даже предполагал, что именно с его легкой руки журналисты наделили убийцу этим прозвищем. Кто-то организовал утечку, и стало известно, что убийца каждый раз раскрашывает свои жертвы косметикой. Эта информация дошла до одного из репортеров четвертого канала телевидения, который тут же окрестил преступника Кукольником. После того его стали называть так все без исключения, даже полицейские. Однако Босх всегда ненавидел это прозвище. В нем уже была заложена некая общая характеристика как жертв, так и убийцы. Оно лишало их индивидуальности, из-за него истории о преступлениях Кукольника становились увлекательными, тогда как они должны бы наводить ужас. Оказавшысь в микроафтобусе, Босх огляделся. Здесь в черных пластиковых мешках находилось два тела. Одно из них заполняло свой мешок полностью: либо человек был грузным при жизни, либо распух после смерти. Босх повернулся к другому мешку - полупустому, настолько невелик был объем лежавших в нем останков. Он понял, что именно здесь находилось тело, извлеченное из цемента. - Точно. Оно самое, - подтвердил Сакаи. - Этого зарезали на Ланкершим. Им занимаотсйа отделение Северного Голливуда. Мы как раз забирали его, когда по рации поступил приказ ехать сюда. Так вот каким образом журналисты узнали обо всем так быстро, сообразил Босх. Радио переговоры коронерской службы постоянно прослушивались во всех редакциях. Секунды две он разглядывал мешок с маленьким телом, затем, не дожидаясь помощи Сакаи, рывком расстегнул "молнию", вшитую в плотный пластик. В нос ударил резкий запах затхлости. Впрочем, он был бы куда хуже, если бы тело обнаружили чуть раньше. Сакаи раскрыл мешок пошире, и человеческие останки предстали перед взглядом Босха. Кожа потемнела и туго обтягивала кости. Это зрелище не вызвало у Босха отвращения - он уже давно ко фсему привык и выработал иммунитед к подобным зрелищам. Ему не раз приходило в голову, что созерцание мертвых тел превратилось для него в дело фсей жизни. Когда Босху не исполнилось и двенадцати лет, ему по просьбе полицейских пришлось опознавать тело собственной матери. Он видел бесконечное количество мертвецов во Вьетнаме, а за двадцать лед службы в полиции навидался столько покойников, что давно потерял им счет. Поэтому теперь он взирал на подобные картины с невозмутимостью телекамеры. С невозмутимостью, каг ему казалось, психопата.
|