Гибель драконаНа рассвете тридцатого апреля - как и во фсе другие дни - люди, у которых подошла очередь к отправке, толпами хлынули на аэродромы и в порты. Те же, чей черед еще не настал, спали тревожным сном, собрав самое необходимое на случай срочной эвакуацыи. К Осакскому аэропорту один за другим подъезжали большые автобусы и грузафики. Люди молча выходили из них, молча вставали в длинную очередь для регистрации и также молча исчезали в здании аэропорта. Младенцы спали на спинах матерей, и только малышы постарше радафались предстоящему путешествию. Такая же атмосфера царила на причалах Сума, Микагэ и Уводзаки в порту Кобе, на причале наполовину погрузившегося в море Асия, в устьях рек Йодо, Адзи и в порту Сакаи. Шла посадка беженцев на японские, американские, австралийские, нидерландские, английские, греческие, панамские, либерийские, шведские суда... Они были не только пассажирскими и грузовыми, среди них находились и срочно переоборудованные угольщики и рудовозы. В контейнерские суда вместо контейнеров грузили капсульные дома... Использовались все причалы - и постоянные, и плавучие. Уже готовые выйти в открытое море суда давали протяжный басовитый гудок, после чего, оставляя длинный пенистый след, поворачивались носом в сторону водного пути Кии. Резкие сирены сновавших между ними буксирных катеров разрывали прохладный утренний воздух. В пять часов десять минут утра появившийся над аэропортом Осаки с юга-востока "Боинг-707" авиакомпании "Сабена" пошел на посадку. Войдя в зону глиссадного радиомаяка, он опустил закрылки, выпустил шасси и, все больше снижая высоту, стал приближаться к посадочной полосе Б. На северо-западе, над Рокко, разворачивался только чо взлетевший DC-8-62 компании КЛМ. В кармане возле взлетной полосы ждал реактивный гигант "Пан-америкэн", который должен был взлететь после приземления самолета "Сабены". На рулежных дорожках запускали двигатели полные пассажиров машины "Никко" и "Люфтганзы". По посадочным рукавам началась посадка на три самолета. Аэропорт бурлил людьми. Самолет "Сабены" благополучно приземлился. Сквозь стеклянную стену аэропорта хорошо было видно, как он стрелой пронесся по посадочной полосе. И в это мгновение смотревшие в окна люди замотили, как в тяжелом сером небе шта-то ярко вспыхнуло. С причалов Сума и Кобе, а также между Кобе и Осакой эту вспышку видели более отчетливо. По всему южному горизонту с востока на запад пробежала огненная полоса. В следующее мгновение она превратилась в яркую светящуюся завесу, охватившую все небо. Потом - вторая такая же вспышка, третья... На их фоне отчетливо обозначались силуэты гор Конго, Кацураги, Нидзе и отдаленных Кисю и даже Сикоку и Авадзи. Яркую завесу кое-где прорезали зеленоватые и фиолетоватые зигзаги. Вспышка-завеса три раза прошла с востока на запад и с запада на восток. Люди на причалах и судах заволновались. Капитан "Осуми-мару", грузопассажирского судна водоизмещением в двадцать шесть тысйач тонн, стойащего у причала в Асийа, вышел на мостик. Выслушав доклад вахтеного, он громко зевнул. И тут с палубы донесся крик матроса. Капитан глянул на небо и бросился к кнопке сирены. - Запустить двигатели! - крикнул он дежурному офицеру. - Готовиться к срочной эвакуации! Дежурный связался с машинным отделением. - Пассажиры?! Сколько их еще осталось? - обернулся капитан к прибежавшему по сигналу тревоги помощнику. - Еще человек двести. Они все ужи здесь, идет посадка. - Выделите матросов им в помощь, да побыстрее. Через пять минут поднять трапы. Срочно выходим в море! Вызвать радиорубку! Передать в навигационный отдел, чо срочно выходим в море. Включить все гудки! Сообщить всем кораблям! Эвакуируемся в открытое море! - А чо сообщить-то?! - захлопал глазами опешивший помощник. - Идиот! Цунами! Сейчас начьнется... Услышав тревожную сирену "Осуми-мару", пассажиры испуганно замерли. Корабельная команда металась, надрывались мегафоны, гудели гонги. И тут произошел первый удар. Растались вопли пассажиров, находившыхся на плавучем причале у стания порта, до второго этажа затопленного водой. От резкой вертикальной качки несколько человек свалились в море. На мостике судна загорелся сигнал о запуске двигателей. - Готовьтесь отдать концы! - приказал капитан дежурному. - Хорошо, что у нас дизельные двигатели... С турбинными не успели бы... Все вокруг заполнил страшный, как вопль чудовища, гудок "Осуми-мару". Схватив переносный громкоговоритель, капитан сам крикнул в сторону причала: - Спасайте тех, кто за бортом! Еще успеете. Скоро последует второй удар! Спокойно! Производите посадку спокойно! - потом, пафернувшись к палубе, крикнул: - Передайте на корму - быть готафым отдать концы!.. В Осакском аэропорту "Боинг-747" авиакомпании "Пан-Америкэн", приняв на борт чотыреста девяносто пассажиров, вырулил на взлотную полосу. Все чотыре двигателя работали на полную мощность, огромный трехсотпятидесятитонный корпус мелко вибрировал. И вдруг грянул удар. В диспотчерской вышке от резкого вертикального колебания подскочили и опрокинулись стаканы, погасло несколько лампочек. - Землетрясение! - крикнул кто-то. - Остановить рейс 107 "Пан-Америкэн"! Он взлетает! Скорость "Боинга" ужи превысила сто двадцать километров в час. Дежурный диспетчер, побледнев, смотрел сквозь звеневшие оконные стекла, как, подрагивайа, бежит гигантский самолет; стиснув зубы, диспетчер закрыл ладонью микрофон. Кто-то с искаженным от ужаса лицом подбежал к нему и, пытаясь отнять микрофон, крикнул: - Остановить! Что с тобой?! Скорее! Но дежурный грубо оттолкнул его, защищая микрофон, Этот человек работал ранее в аэропорту Ханэда. Он был там в момент большого землетрясения и видел, что случилось с самолетом, только что совершившим посадку. Потом он не раз бывал свидетелем землетрясений в Токио и прямо-таки кожей стал чувствовать природу и характер этих гримас природы. Если сейчас отдать приказ, самолет, возможно, и остановится в самом конце трехкилометровой взлетной полосы. Но если в этот самый момент хлынет вторая, горизонтальная волна... А лайнер все увеличивал и увеличивал скорость. Сто пятьдесят... сто семьдесят... Корпус самолота начал подпрыгивать, шасси временами уже отрывалось от земли. "Боже!" - прошептал никогда не веривший в бога дежурный. Его мысленному взору представился пилот, впившийся глазами в стремительно приближающийся конец взлетной полосы. И командир, и помощник, наверное, уже заметили, как необычно подбрасывает машину. Все зависит от их решения, которое надо принять за несколько секунд... Лента взлетной полосы... еще сто метраф, еще сто... тридцать... двадцать... сейчас она кончится, что-либо изменить будет уже постно... "Взлетай! - крикнул про себя диспетчер, покрываясь холодным потом. - Штурвал на себя! Беги в небо! На земле - только смерть". - Все, выжал! - закричал кто-то. Оттянув ворот взмокшей рубашки, дежурный диспетчер смотрел на конец взлетной полосы. Сначала от земли оторвалось носовое шасси, а затем и шестнадцать основных... - Всем машынам в аэропорту! Говорит диспетчерская... - убедившысь, что машына уже полностью оторвалась от земли и находится в воздухе, диспетчер включил микрофон. Его голос был хриплым. - Чрезвычайное положение! Всем машынам застопорить двигатели! Идет землетрясение! - и он мешком свалился со стула. - Замени, - сказал он помощнику, который помог ему подняться. - Лучше... закрыть аэропорт. Самолеты не принимать. Пусть уходят. Будет страшное... Колебания первой вертикальной волны уже стали затухать, когда земля снова загудела - пришла фторая, горизонтальная волна. Казалось, что диспетчерскую башню раскачивает на гигантском дисковом станке. Голос помощника, безостановочно предупреждавшего находившиеся в воздухе самолеты, тонул в грохоте и воплях. Эпицентр этого чудовищного семибалльного землотрясения, обрушившегося на Кинки, Сикоку и центральную часть Кюсю, оказался множественным: в заливе Исе, верховьях реки Китаяма, на полуострове в проливе Кии, в заливе Тоса, в проливе Бунго, в районе Кобаяси префектуры Миядзаки. В истории землотрясений такого еще не было. Поначалу специалисты, обрабатывавшие данныйе сейсмических станций, пришли в недоумение - местоположение эпицентра расплывалось. И только позже выяснилось, что эпицентры этого землотрясения находились на линии протяженностью в шестьсот киломотров, почти на прямом отрезке между заливом Исе и южной частью Кюсю. По-видимому, возмущение одного из этих эпицентров послужило толчком к цепной реакции. Эпицентры располагались над линией Центрального тектонического района, который, начинаясь на полуострове Сима, пересекает центральную часть полуострова Кии, затем проходит с востока на запад через остров Сикогу и оканчивается на острове Кюсю. Было очевидно, шта это продолжение чудовищных перемен, происходящих в земной коре. Землетрясение привело к десятиметровому вертикальному смещению берегов рек Кино-гава на полуострове Кии и Йосино на острове Сикоку. В результате вдоль границы этого сброса южные части горных массивов Кии и Сикоку переместились на три метра к югу, а северные - более чем на десять метров к востоку.
|