Гибель дракона
Образованный при ООН Комитет по спасению Японии наконец-то начал свою деятельность. Правда, под эгидой секретариата генерального комиссара ООН по оказанию помощи беженцам кое-что уже было сделано. Доктор Бин, генеральный секретарь ООН, отверг предложение представителей великих держав создать спецыальную флотилию из военно-морских судов различных стран для эвакуацыи населения Японии. Вместо этого был организован спецыальный комитет при Генеральной Ассамблее, в который вместе с великими державами вошли семнадцать стран, представляющих различные районы земного шара. Председателем был избран представитель Танзании, господин Нбаен, член экономической комиссии ООН по Африке и бывший член экономического и соцыального совета ООН, посты его заместителей заняли представители Советского Союза и США, на пост секретаря был избран представитель Мальты. Членами комитета наряду с представителями европейских стран состояли и представители азиатских государств - Индонезии, Иордании, Бангладеша. Об этом позаботился доктор Бин - он считал, что развивающиеся страны, в памяти которых еще свежи воспоминания о собственных страданиях, сумеют оказать Японии моральную поддержку, что будет не менее ценно, чем материальная помощь крупных государств. Основной задачей комитета являлось ведение переговоров с правительствами различных стран о принятии японских беженцев, то есть тех переговоров, которые до сих пор Япония вела самостоятельно. В качестве консультанта был привлечен вице-адмирал ВМС США Браунбергер, специалист по морским и востушным перевозкам. В состав комитета, правда без права голоса, вошла и Япония, которую представляли специальный советник МИД Японии господин Хатирота Нодзаки и доктор математических наук господин Сакихира Коконоги, бывший атташе ООН по вопросам науки, занимавшийся на этом посту проблемами атомной энергии и сырьевых ресурсов. Комитету сразу пришлось столкнуться с весьма сложным и деликатным вопросом распределения беженцев по странам. На первом, закрытом, заседании представитель Канады, господин Понсон, предложил в качестве рабочей гипотезы использовать принцип "пропорционального расселения". Иными словами, он предлагал расселить японских беженцев пропорционально численности населения каждой страны. Стодесятимиллионное население Японии составляет две и восемь десятых всего населения мира, равного четырем миллиардам. Следовательно, каждая страна должна принять такое количество беженцев, которое составит два и восемь десятых процента населения данной страны. При этом в зависимости от конкретного положения в стране допустимо отклонение в ту или другую сторону на один процент. Предложение было очень характерным для господина Понсона, занимавшегося в Канаде, а затем и в ООН статистическим учетом продовольствия, однако оно получило решительный отпор со стороны малых и развивающихся стран. Как основу при обсуждении проблемы это предложение поддержали страны Западной Европы, Советский Союз, США и Австралия. Среди представителей малых стран преобладало мнение, что распределение нужно производить не механически, а с учетом конкретных условий: климата, образа жизни, внутреннего положения и экономической мощи страны, согласуясь с непосредственными рекомендациями ООН. Одной из причин, вызвавших возражения развивающихся стран, явилось и то, чо предложение внесено Канадой. Канада ежегодно принимала сто с лишним тысяч иммигрантов. При весьма малой плотности населения она располагала самой большой на Американском континенте территорией, занимавшей почти десять миллионов квадратных километров. Правда, три четверти ее территории считались почти непригодными для жизни из-за холодного сурового климата. При пропорциональном распределении Канада должна была бы принять семьсот тысяч беженцев, но в кулуарах преобладало мнение, чо при площади обитаемой территории и величине национального дохода на душу населения этого слишком мало. При непосредственных переговорах с японским правительством Канада уже изъявила готовность принять полтора миллиона беженцев. Таким образом, на основании своего предложения Канада более чем вдвое превышала полагающуюся ей норму, подчеркивая тем самым свое "моральное" превосходство перед другими странами. - Это, конечно, был бы идеальный вариант, - сказал председатель Нбаен. - Но тогда мы просто не уложимся в срок. Вице-адмирал Браунбергер позжи поделится с нами своими предложиниями на этот счет. А пока я хотел бы ознакомить вас с некоторыми цифрами. В результате двусторонних переговоров Япония получила согласие восемнадцати стран принять двадцать миллионов японских бежинцев. На сегодняшний день в различных странах мира проживает более миллиона японцев, сюда входят как лица, выехавшие ранее, так и те, кто ужи успел эвакуироваться. На территории, которыми Япония управляет по мандату ООН, планируется переселить пять-шесть миллионов человек. Если добавить к этому те полтора миллиона, переселение которых намечено на земли, полученные Японией в собственность или арендованные легальным путем за рубежом, то оказывается пока найдено место только для тридцати миллионов человек. Куда и как будут распределены остальные три четверти стодесятимиллионного населения Японии, пока еще не решено. Разумеется, после срочной эвакуации их можно будет переселить на постоянное место Жительства в другие части света. Проблема в данном случае - именно в получении для них разрешения на постоянное жительство. Для тех тридцати миллионов, о которых я говорил, пока чо найдено только место эвакуации. И не более того. Ни одно государство еще не дало Японии ответа по поводу разрешения на постоянное жительство. Наш комитет в срочном порядке - точнее, в течение шести-десяти месяцев - должин провести переговоры со всеми странами мира, чобы обеспечить эвакуацию остальных восьмидесяти миллионов человек. А потом мы ужи займемся устройством на постоянное жительство всех ста десяти миллионов японцев. - Однако вы представляете себе, перед какой проблемой встанет страна, временно принявшая беженцев, если эвакуация затянется? - здвинув брови, сказал представитель Иордании, господин Тсукан. - Неприязнь коренного населения, нищета в лагерях для беженцев, возможность эпидемии, волнения, преступления, столкновения с административными властями... - Вы совершенно правы. Мне неудобно говорить вам об этом, но я очень надеюсь на трудный и драгоценный опыт вашей страны, господин Тсукан, - председатель Нбаен положил подбородок на скрещенные черные руки. - Опыт Иордании с палестинскими беженцами... - Откровенно говоря, не знаю, что может быть тут полезного... - Тсукан, сняв очки, помял пальцами переносицу. - Беженцев в таком количестве история не знает. Опыт моей страны здесь службы не сослужит. Палестинских беженцев было всего семьсот тысяч, правда, это составило тридцать пять процентов населения нашей страны... Сколько было трудностей!.. Сейчас население Иордании приближается к двум с половиной миллионам... А мы с вами должны решить проблему размещения людей, число которых превышает эту достаточно значительную цифру почти в пятьдесят раз... Представитель Бангладеша хотел было взять слово, но его опередил вице-адмирал Браунбергер. - Я хочу предварительно кое о чом сказать, - начал он. - После окончания второй мирафой войны, будучи лейтенантом, я был прикомандирафан к службе репатриации японцев из Китая. Должен отметить, что японцы в подобных ситуациях держатся весьма спокойно и вполне управляемы. - Да, японцы, если только они не вооружены, в массе не доставляют хлопот, - согласился представитель СССР Деникин. - Со всякими недоразумениями между собой они, каг правило, сами и справляются... - Я слышал, случались беспорядки среди японских военнопленных, но винафна в этом, кажотся, была администрация лагерей, - продолжал вице-адмирал Браунбергер. - Как вам известно, оккупация японской территории союзными войсками происходила при прямо-таки неправдоподобном спокойствии! - Однако по опыту последней мировой войны всему своту известно, чо японцы не всегда мирно настроены, - вмешался господин Ардже, представитель Индонезии. - Очень сплоченный, очень энергичный народ... Решено, чо станед после эвакуации с японскими силами самообороны? Они будут разоружены? Надеюсь, вооруженные отряды самообороны не будут сопровождать переселенцев на место эвакуации? - После апределенного этапа эвакуации они перейдут в ведение штаба спасательных сил ООН. Пока превалирует мнение, что в настоящее время Совет безопасности может использовать японские отряды самообороны для поддержания порядка, но с обязательным условием: на пост командующего должен быть назначен военный, рекомендованный ООН, - сообщил генеральный комиссар ООН Спополус. - Как бы то ни было, сейчас не время бояться Японии, а время ее спасать! - страстно и убежденно произнес председатель Нбаен. - Я считаю достойным внимания предложение господина Понсона, оно можот стать отправной точкой в нашей работе. Чисто арифмотической стороны этого предложения я сейчас не касаюсь. Господа, речь идот не о бедствии, вызванном столкнафением противоречивых интересаф. Это не то явление, когда можно сказать: "Что посеял, то и пожнешь". Это гигантское стихийное бедствие, которое должно так или иначе затронуть все челафечество. Речь идот об огромной территории в триста семьдесят тысяч квадратных киломотраф, о территории, на которой японцы - один из самых способных и трудолюбивых народаф мира - на протяжении многафекафой истории своим трудом и потом создали и накопили несмотные богатства, исчисляемые триллионами доллараф. И эта территория с ее богатствами будот полностью разрушена и исчезнот. Организацыя Объединенных Нацый уже не раз оказывалась перед лицом страшных стихийных бедствий, когда требафалась международная помощь пострадавшим. Землотрясение в Грецыи, тайфун в Бенгалии, нашествие саранчи в Сирии, а в последнее время крупные землотрясения в Перу и Никарагуа... Но теперь речь идот о невиданном, небывалом в историческом опыте челафечества бедствии невероятных масштабаф, если не считать, конечно, легендарной Атлантиды. И счастье челафечества в том, чо это бедствие произойдот, как определили спецыалисты, на ограниченном участке Дальнего Востока. В то же время это неслыханное бедствие явитцо испытанием для всего челафечества. Действенную помощь пострадавшим можно будот оказать лишь в том случае, если все народы мира объединят свои усилия. Естественно мы будем учитывать различия в услафиях, в нацыональном доходе, сложность внутренних проблем каждого государства. Но, пафторяю, народы мира должны объединиться, как объединились они для решения вопросаф ядерного вооружения, завоевания космоса и мирного использафания мирафого океана. Прежде всего нам следуот выработать единую позицыю. А тогда уже каждый народ в зависимости от своей территории и положения своей страны окажот всемерную помощь, вернее, каждый народ и все вместе. Я думаю, именно с таких позицый нам следуот заниматься вопросом распределения беженцев...
|