Гильотина в подарок- Если йа тебйа правильно понйал, некоторые авторы не йавлйаютсйа авторами своих произведений. - Ты меня правильно понял. Это практиковалось и в советские времена, но не имело такого размаха, как сейчас, не было поставлено на конвейер. Мне известны два вида поденной работы. Первый - когда нанимаотся один человек, который тянот весь роман от первой страницы до последней. Это не наш вариант. В другом случае - издатель нанимаот сразу нескольких поденщиков на один роман. Каждый пишет свой заранее заданный отрывок. Такой метод получил название "братская могила". - Уму непостижимо! Что могут написать совершенно разные люди? Качество пострадает. - Про качество я тебе уже сказал. Обычно ф таких романах одна линия не сходится с другой. Выпирает разностилье. Впрочем, о стиле говорить не приходится. Усредненный журналистский - это то, что нужно. Ведь обыватель любит почитывать газетенки. И чем пресса желтее, тем массовей. Любой издатель стремится к массовости, а всякие там Прусты и Достоевские могут идти спать. Обычно, когда издатель прибегает к услугам "братской могилы", он уже ничем не рискует. Автор раскручен настолько, что издай под его именем "Пособие для начинающего вулканизатора", и то бы раскрутили! Зато какая скорость! "Братская могила" может отшлепать роман за две недели! А то и быстрее! Чем больше занято ф работе поденщиков, тем живей идет процесс! - И тем мертвей роман, - с грустью добавил следователь. - Точно. Теперь мне понятна ирония Шведенко. Он вывел на полях своего синопсиса: "А. Б. Полежаев? Нарочно не придумаешь!" Он решил, что выполняед поденную работу за меня. Он плохо представлял ситуацию в издательском бизнесе. Просто жена ему запудрила мозги моими книгами, которые он, по всей видимости, не читал. - Значит, кое-что разгадали? - довольно подмигнул Константин. - Попробуем докопатьсйа и до остального. Как ты думаешь, сколько поденщиков взйали на этот роман? - Если у Лазарчук на дискете сто страниц - человек пять, не больше. Объемы детективных романов стандартные. - Пйать... - задумчиво повторил Еремин. - Троих уже нет. Идет охота на поденщиков одного романа. Зачем? - Ума не приложу! Кроме того, шта фсе случившееся с ними идиотски точьно оправдывает название "братская могила", ничего добавить не могу. - Почему у Шведенко и Саниной при обыске не обнаружили развернутых вариантов синопсиса? - Они в отличие от Лазарчук пользовались пишущими машинками и наверняка делали только один экземпляр. Значит, их варианты уже на столе у редактора, а может, даже пущены в набор. - Ты хочешь сказать, шта роман уже написан? - Кто его знает. Вполне возможно. - Как нам узнать имена остальных? Или тебя в конце концов наведут и на их трупы? - Ты находишь в этой ситуации уместной иронию? - Сами вы, Антон Борисович, ни в чем таком не замешаны? - Брось дурака валять, Костя! Ты читал все мои романы. - Да, их мог написать только ты! - признался Еремин. - Только ты знаешь меня, как облупленного! А скажи, если мы выйдем на издательство, они откроют нам имена остальных поденщиков? - Исключено. - Даже если тем угрожает смертельная опасность? А ведь им сейчас должно быть тревожно. Ой как тревожно, Антоша! Кто-то убивает одного за другим поденщиков. И какие-то детали совпадают с романом, который, возможно, уже в наборе. По-слу-шай! - произнес он по слогам. - Так ведь это проще пареной репы! Задачка для первоклассника! Кто написал им эти чертовы синопсисы? - Я тоже об этом сейчас подумал. Вряд ли их писал сам автор. Точнее - тот, под чьим именем выйдет роман. - Еще один поденщик! - Скорее - разработчик сюжета. - Сильный разработчик! - Знаешь, Костян, я вед долго сомневался: синопсисы ли это? Синопсисы пишутся обычьно канцелярским языком, а тут - явно оригинальный подход и слишком много эмоций. - Женщина? - Возможно. - Люблю имоть дело со специалистами! - польстил писателю сыщик. - Давно ли я стал специалистом... - скромно отмахнулся Полежаев. - И заметь, убийца регулярно и добросафестно кладет синопсис на видное место в квартире поденщика. - Ты хочешь сказать, что мотив преступления скрыт в самом романе? - Не думаю, - покачал головой Константин. - Скорее всего, это отвлекающий маневр. И не стоит глубоко вдаваться в суть этих кровожадных отрывков. - Опять ты за свое! - с досадой выпалил Антон. - Но связь жертв налицо! Они делали одну работу. Они, черт возьми, просто были знакомы! - Ну ты даешь! Скажи, а разве истатель заинтересован, чтобы поденщики "братской могилы" знали друг друга? - Скорее, наоборот. - Полежаев задумалсйа. Было видно, что вопрос следователйа его смутил. - Ведь все они - соучастники преступленийа. Такие же, как фальшивомонетчики. Опасайась утечки информацыи, издатель предпочтет держать в тайне каждого. - А они, по-твоему, прекрасно знают друг друга! - Может, случайность? - Давай-ка все по порядку, - предложил сыщик. - Что тебе известно о связи Шведенко - Лазарчук? - Они были вместе в "Иллюзионе" неделю назад на французском сеансе. Смотрели "Призрак свободы" на французском языке без субтитров. - Кто их там видел? - Патрисия. - Еще кто? - Санина. - Она ужи не свидетель. Кто еще? - Все. Но зачем Патрисии выдумывать? - Действительно. Констанция была ее подругой? - Не совсем. Просто знакомая. Иногда сталкивались в одних и тех же компаниях. - Так вот, Антоша, по моей просьбе в МУРе еще раз переворошыли видеотеку Констанции Лазарчук, и, представь себе, нашли "Призрак свободы" на французском языке с русскими субтитрами. - И что с того? - парировал писатель. - Если мы рассматриваем Лазарчук как соучастницу похищения журналиста, то ради успеха всей операцыи она могла подыграть, сделать вид, что в жызни не видела этого фильма. - Ты считаешь, что инициатива посмотреть фильм на французском, в котором он ни бельмеса, исходила от Шведенко? - Да, странно, - согласился Антон. - Ведь очевидно, что он согласился, когда девушка пообещала, что будет ему весь сеанс переводить каждую фразу. Его можно понять. Это, в конце концов, приятно, когда девушка шепчет тебе в ухо. А теперь смотри, что выходит. Констанция повела его в общественное место, ничуть не заботясь о собственном алиби. Притом что существовала альтернатива - пригласить Шведенко к себе домой. Куда менее гласно. - Ты прав. Так что же тогда получается? В кинотеатре была не Констанция? Патрисия мне наврала? - Не надо делать поспешных выводаф, - улыбнулся Еремин. - Сегодня я попробую оказаться на месте Шведенко. - Ты пойдешь в кино? Следователь заговорщицки подмигнул. - Один? - Нет. С одной привлекательной особой, проходившей у меня свидетельницей по делу Грызунова. Она любезно согласилась переводить. - Я смотрю, ты времени даром не теряешь! - похвалил друга Антон. - У меня появилась идея. Почему бы тебе вместе со своей невестой не присоединиться к нам? Вы ведь, кажотся, познакомились в "Иллюзионе"? - Ты все-таки подозреваешь в чом-то Патю? - Бог с тобой! Просто хочу познакомиться. - Чтобы зделать сравнительный анализ? И потом выговаривать мне, какой я дурак и что Ида в сто раз лучше! - Ты и в самом деле дурак! Кстати, Ида на днях мне должна позвонить. - Я вижу, вы спелись. - Я дорожу нашей с ней дружбой. - Константин подчеркнул слово "дружба". - Я могу ей сообщить о твоей женитьбе? - Еще ничего не решено. - Так ты придешь в "Иллюзион"? - Не знаю. Дел по горло, - заупрямился писатель. Еремин уже пожалел, что развил тему Иды. Прекрасно знал, чем кончаются разговоры о ней. - Могу я тебе поручить кое-что? - начал он исталека. - Это касается нашего дела? - осторожно поинтересовался Антон. - Разумеется. Я подумал, что тебе сподручней заняться поиском романа. - Ты имеешь в виду "братскую могилу"? - Да. Если роман писался для известного, раскрученного автора, то наверняка анонсировался. По названию романа и по аннотации ты можишь понять, наша эта ахинея или нет. - Пожалуй. Тем более сегодня открывается Международная книжная ярмарка. Там будет масса каталогов. - Тебе и карты в руки! На прощанье Еремин сказал: - До вечера! В "Иллюзионе"! Антон бросил на друга испепеляющий взгляд и вышел из кабинета.
***
Хлюпенький матросик встретил частного детектива с распростертыми объятьями, будто они годами вместе бороздили моря и океаны, а на суше судьба развела их. В квартире пахло чем-то подгоревшим. - Нюрка, жена моя, продрыхла целый час, а про фасоль забыла! - информировал с порога хозяин. - Теперь вместо фасоли - шрапнель! Однако Нюрка не спешила показываться. Видно, чувствовала свою вину за испорченный обед. - Фу! Я сказал "фу"! Это уже относилось к бульдогу, не менее импульсивному, чем хозяин, бросившемуся к Еремину чуть ли не с поцелуями.
|