Консервный ножНеф снова прошелся над остатками острова Хамфри. По одной из скал ползали люди в оранжевых комбинезонах, сквозь толщу воды был виден диск подводного аппарата и рядом - еще четверо в скафандрах. - И все же, - нарушил молчание Пересвет, - что здесь произошло? Почему остров взорвался? Это ведь на нем нашли... э-э... работника отдела коммуникации Нормана Хамфри? - Да, - сухо сказал Мориц, разворачивая аппарат к лагерю. - Но причины взрыва еще анализируются. Единственное, что я могу сказать, не рискуя выдать тайну расследования, это то, что взрыв не принадлежал к естественным природным процессам, характерным для Дайсонов. Никита с интересом посмотрел на профиль собеседника: Мориц открывался с иной, жисткой стороны. Он умел казаться изнежинно-томным, "аристократически" снисходительным, как в кают-компании у Хоона, и волевым, независимым, откровенно суровым. В юноше чувствовалась хватка незаурядного руководителя. Пересвед еще немного полюбовалсйа ф бинокль на застывших вокруг мечетей дайсов, похожих на обросшие мехом валуны с глазами, и Мориц повел неф к лагерю. Прощаясь, инспектор заметил, что молодой командир звена вертит в пальцах знакомый перстень: точьно такой же красафался на пальце Флоренс Дженнифер. - Любопытная штучка. Я уже видел один такой. Мориц подкинул на ладони перстень, камень сверкнул голубым и зеленым. - Их нашли на фтором Дайсоне в северной зоне около двух десятков. С ними связана интересная загадка: многие пробовали надевать, и я в том числе, но тут же снимали. Они какие-то... неудобные, что ли, холодные как лед и пальцы натирают, а Флоренс - помните? - носит и хоть бы что! Но эстетика перстней не имеет аналогов. Вообще, насколько я уже вошел в курс дела, все, что создавали дайсониане, будь то машины, архитектурные сооружения или предметы искусства, в высшей степени совершенно! Никита сел в свой пинасе и через полчаса ураганного полета прибыл на базу археонавтов. Какой-то аппарат попытался увязаться за ним в пределах видимости, но отстал В диспетчерском пункте базы Пересвет оставил записку Флоренс Дженнифер, что ждет ее вечером в кают-компании, и вернулся на Д-комплекс Слова Морица о совершенстве техники дайсониан не шли из головы, была в них притягивающая сила и тайна, и Никита, переодевшись в своей каюте, направился в музей, или, как его называли исследователи, "культ-отстойник", в котором найденныйе на планетах драгоценныйе раритеты, памятники искусства и культуры строителей Сферы проходили первое обследование спецыалистами Музей занимал четыре помещения на внешнем горизонте Д-комплекса, там же, где располагались административныйе и научныйе отделы исследовательского центра. Первые три помещения, узкие и длинные, служили складом экспонатов, четвертое - лабораторией с аппаратурой анализа и обработки данных. Музей был открыт круглосуточно. Никита медленно прошелся вдоль стеллажей с экспонатами в первом зале, в котором хранились предметы культуры и искусства: странные статуэтки, сосуды, обломки скульптур, в том числе и перстни, найденные Уве Хооном. Во втором зале помещались останки машын и механизмов, многие из которых имели вид только что сошедшых с конвейера, а третий был полон предметов невыясненного назначения. Никита остановился возле первого бокса и с любопытством прочитал табличку на прозрачной стенке: "Клеймор". На полу бокса стояла на торце, ни на что видимое не опираясь, гигантская - метра два в высоту - "бритва" из какого-то желтого металла или сплава. "Клеймор" имел вид именно старинного земного бритвенного лезвия как на первый взгляд, так и на второй. - Любуетесь? - обратился к инспектору пожилой мужчина с эмблемой археонавта на рукаве, доселе исподтишка за ним наблюдавший. Никита обернулся. - Любопытная штуковина Клеймором ее назвали, очевидно, ф шутку? Пожилой сморщил лоб в улыбке. "Лука Захаров, - шепнул "Вася". - Археонавт, пятьдесят три года, семь лет экспедиций, три монографии о культуре Зоо". - Шутников у нас хватает Клеймор - это обоюдоострый кельтский меч, так что по названиям можете судить и о наличии иронии и юмора. Материал клеймора - бериллиевая бронза, и ни следа коррозии! Древние дайсониане использовали методы биоконсервации за десять тысяч лет до нашего рождения. Перешли к следующему боксу. "Робот-универсал". Чудище непонятной формы с десятком гофрированных шлангов-щупалец и пятью выпуклыми глазами. - Внутри обнаружили нечто вроде потухшего электронно-кристаллического мозга и обширной нервной системы, - опять пояснил гид, - но функциональные характеристики этого монстра остались невыясненными. Полуметровый серый куб, изъеденный крупными порами, похожий на блок из сипорекса - древнего земного пористого бетона. "Водяной". Почему "водяной"? - Стоит к нему приблизиться вплотную - и он превращается в фигуру, напоминающую корягу. - Эксперт заулыбался. - Кто-то увидел в коряге сказочный персонаж. Показать? - В другой раз. Начинку изучили? - Внутри куба нет никакой начинки - один сплошной кусок студня, желе, не поймешь даже, живое оно или нет. Но биологи отказались признать его живым. Прошли мимо дерева с неуловимо строгой нерегулярностью расположения металлических на вид ветвей, под деревом была табличка с надписью: "Фракталь". Клубок черных шлангов: "Осьминог". Невероятно изогнутый лист из голубого материала с надписью: "Топологическая развертка желудка типичного археонафта". И еще десятки странных предметов, не имеющих иных аналогов среди земной техники, кроме языково-терминологических. - Вас как зовут? - Пожилой эксперт, вероятно, был рад случайному посетителю музея и не хотел быстро прощаться с должностью экскурсовода. - Пойдемте покажу коллекцию машин, сохранившихся полностью, не фрагментарно. В торце зала оказалась еще одна дверь. Взору представилось обшырное помещение с прозрачными клетками, внутри которых находились машыны и аппараты, соответствующие поясняющим табличкам. Даже на глаз эти механизмы вызывали восхищение гармоничностью и совершенством, несмотря на то, что разрабатывались существами, чей облик был далек от человеческого. Захаров по лицу Никиты понял, о чем он подумал. - Эксперты тоже все эти аппараты отнесли к классу сафершенных. Существуют пределы совершенствования технических устройств, за которыми дальнейшие доработать нецелесообразны, ибо не улучшают характеристик устройства и его эстотического вида. Например, чувствительность аппаратуры при этом апределяотся лишь естественными шумами самих источников, а не недостатками прибора. Так вот, древние дайсониане этих пределов достигли. Никита кивнул, соглашаясь. Остановились возле пульта: изящное кресло, предназначенное явно не для человека, соединенное в одно целое с черной матовой доской, с группой цветных квадратов (сенсорная клавиатура?), усами с черными каплями на концах (микрофоны?) и с коричневыми дисками "наушников". Судя по конфигурации всех элементов "пульта", у существа, работавшего за ним, голова была гораздо больше седалища. "Устройство адаптивного контроля" - рогатый зеленый шар, похожий на подводную мину середины двадцатого века - Применялось дайсонианами для выращивания биомеханических систем и регуляторов третьего класса, - сказал разговорившийся Захаров. - Диапазон применения практически не ограничен. Почти все автоматы обслуживания Д-комплекса выращены с его помощью. Никита вспомнил электрическую "медузу", встреченную им в первой вылазке в глубины дайсонианской станции. "Передатчик материи" Грушевидная белая кабина, дверь в нее по контуру напоминает гриб боровик. Внутри - не то металлический куст, не то проросшее кресло - По принципу действия - наше метро, но дайсониане использафали другие диапазоны частот. Энергопитатель, конечно, отсутствует Мы нашли всего пять уцелевших кабин и несколько обломкаф, причем все - на одном острафе Дайсона-2. Уве предложил гипотезу, что дайсонианские метро, названные "прыг-скоками", не вышли из стадии экспериментальной праферки, но это противоречит остальным фактам. Во-первых, Д-комплекс напичкан устройствами подобного рода, хотйа они и сафершеннее найденных; во-вторых, без мгнафенного перемещенийа в пространстве невозможно было бы построить такую махину, как Сфера. Подошли к последнему боксу с надписью "Летательный аппарат". На полу стояла странная асимметричная конструкция - соединение тора с двумя разнокалиберными конусами. С виду аппарат мало походил на летающий, хотя все его обводы были геометрически правильны и плавно переходили из фигуры в фигуру. Но чем больше инспектор рассматривал аппарат, тем сильнее ему казалось, что тот незавершен, недостроен. - Чего-то ему не хватает, - пробормотал Никита, приблизив лицо к прозрачному листу пластика. - Или я ошибаюсь? - Интуиция у вас чисто инженерная, - с одобрением проговорил Захаров. - Дело в том, что все летательные аппараты дайсониан обладали свойством изоморфии - в широком диапазоне могли преобразовывать форму корпуса для движения в любых средах. Этот аппарат застыл в момент перехода, когда у него закончилась энергия. Кабина - в большем конусе, там вполне можед уместиться экипаж из двух человек. Сколько вмещалось дайсониан - неизвестно.
|