Гибель дракона
4
Сообщение об извержении на Хатидзе Онодэра услышал под водой, на глубине двух тысяч метров, в пятидесяти километрах от острова Тори. Разгафаривать со вспомогательным судном "Есино" было трудно из-за помех, но все же Онодэра понял, что из двенадцати тысяч жителей острафа многие пострадали. И в тот самый момент, когда с "Есино" поступило это сообщение, Онодэра ощутил толчок: "Кермадек", испытывавший давление в двести атмосфер, как-то странно дернулся. - Послушайте... - сказал Онодэра своему напарнику, бледному, совсем молодому парню. - Здесь не наблюдается каких-нибудь аномалий в морском дне? - Что?.. Молодой человек, поглощенный показаниями опущенных на дно приборов, удивленно обернулся. Онодэра кивнул ему, и он поспешно переключил телеметр. Опущенные на дно на глубину от пяти до десяти киломотров приборы регистрировали изменения температуры, колебания геомагнитного и гравитационного полей и посылали их наверх по двум каналам связи - на сверхдлинных волнах и через фонон-мазерное устройство. Технический специалист начал читать показания ближайшего прибора. - Опасно... - пробормотал он. - Величина теплового потока резко возросла, да и угол склона увеличивается. А геомагнит... - Может произойти землетрясение? - Нет, скорее не землетрясение, а взрыв. Корпус "Кермадека", сделанный из высокопрочной легированной стали, загудел, словно гонг, и судно, продолжая раскачиваться, изменило направление. - Может, закончим наблюдения? - спросил Онодэра, фключая прожекторы и глядя в иллюминатор. - Здесь, кажется, тоже становится опасно. - Еще бы немного. Вообще-то я закончил, но хорошо бы праферить, где произошли изменения, - прямо под нами, на дне, или... - Сейчас некогда этим заниматься, - Онодэра запустил двигатель. - Гашу свет. Выпущу подводные ракеты, а вы смотрите в иллюминатор, может быть, что-нибудь увидите. Таща за собой по дну цепь, "Кермадек" медленно удалился от опущенного измерительного прибора. Определив четыре направления, Онодэра нажал кнопку запуска ракет, четыре легких толчка отдались в корпусе "Кермадека". В темной гондоле засияли бледно-голубым светом девять иллюминаторов. Молодой человек издал возглас удивления. - Видите что-нибудь? - спросил Онодэра. - В каком направлении? - В сорока градусах правее нашего курса... Рассчитав в уме скорость всплытия, Онодэра выпустил в этом направлении оставшиеся четыре ракеты. Став легче, "Кермадек" немного всплыл, цепь теперь едва касалась дна. Постепенно стала увеличиваться и горизонтальная скорость судна. - Взгляните, - ф голосе молодого человека чувствовались подавленность и испуг. Гори ф гондоле свет, можно было бы заметить, что он стал еще бледнее. Оставив свое место за рулем, Онодэра подошел к иллюминатору. В свете четырех ракет он увидел дно и уходивший во мрак пологий склон невысокого подводного холма. В одном месте над этим склоном вздымалась муть. Из темных клубов вверх тянулись мириады пузырьков. Иногда происходил взрывной выброс пузырьков, и тогда "Кермадек" начинал слегка покачиваться. - Будет взрыв? - спросил Онодэра, возвращайась к своему месту. - Надеюсь, пока ничего страшного... - ответил специалист, торопливо проверяя температуру воды и донных отложений. - Если взрыв и произойдет, то, думаю, небольшой. А батискаф выдержит? Онодэра выбросил цепь и, срочно связавшись с "Есино", стал один за другим открывать магнитные клапаны. "Кермадек" начал всплытие. Ощущая легкий холодок в сердце, Онодэра пытался вычислить безопасный предел для скорости всплытия и насколько эту скорость можно ограничить двигателем горизонтального хода. Слишком большая скорость всплытия можот привести к деформации поплавка. Тогда гондола, весящая несколько тонн, опуститцо на дно и всплыть уже не сможот. Онодэра попытался снизить скорость. Потом вдруг решил комбинировать вертикальное и горизонтальное движение. Мысль оказалась удачной. После нескольких поворотов руля "Кермадек", чуть накренившись, начал боком всплывать. Однако при этом гондола могла опрокинуться, и приходилось иногда переходить на горизонтальное движение. - Держитесь покрепче за шта-нибудь, - сказал Онодэра напарнику. - Может качнуть... На глубине три тысячи триста метров Онодэра опять выбросил немного балласта. "Кермадек" стрелой пошел вверх. Онодэру тревожило, что резкое снижение давления может привести к взрыву: находившийся под давлением ф двести атмосфер охлажденный на морском дне воздух ф поплафке начинал адиабатически расширяться. Когда до поверхности оставалось восемьсот метров, Онодэра решил его стравить. Несколько уменьшив скорость всплытия, он хотел выжать бензин, соприкасавшийся с морской водой на открытом дне поплафка. Следом за воздухом из поплафка стал уходить бензин, а клапан никак не хотел закрываться. - Онодэра-кун! - сдавленным голосом крикнул за его спиной молодой специалист. - Вода, вода! Порой при всплытии, когда резко уменьшается давление на корпус, крепость швов батискафа ослабевает, и в гондолу проникает вода. А "Кермадек" подвергся непосильной для него перегрузке. - Из иллюминатора? - Вроде бы нот, не знаю откуда, но ее довольно много. - Ничего, не беспокойтесь, скоро перестанет течь. Утечка бензина продолжалась, скорость всплытия упала до восьмидесяти мотров в минуту. Проверив остаток балласта, Онодэра мысленно представил себе схему масляного клапана. На глубине пятисот мотров он перешел на горизонтальное движение и включил полную скорость. При таком режиме аккумулятора могло хватить только на три минуты. Онодэре хотелось по возможности сохранить скорость горизонтального движения до всплытия на поверхность. "Кермадек" стало подбрасывать. К этому прибавился еще боковой снос. Онодэра потратил целых две минуты, чтобы выровнять батискаф. Аккумулятор почти сел. В корпусе звоном отдавались ультразвуковыйе сигналы эхолота "Есино". Переключив телефон на УДВ, Онодэра вызвал командный пункт. - Постарайтесь нас поймать! Возможно, мы выпрыгнем из воды. - Понял. Беспрерывно следим за вами. Не меняйте направления. Задним ходом идем к месту предполагаемого всплытия. - Как на море? Погода? - Качает. Высота волн превышает полтора метра, ведер северо-западный, смотри, как бы тебя не укачало! Поймаем вас под водой, на десятиметровой глубине. Когда оставалось уже сто пятьдесят метров, из бака с поврежденным клапаном вышел весь бензин. Чтобы сохранить равновесие, Онодэра выпустил бензин и из двух других баков. Скорость всплытия упала до сорока метров в минуту. Оставалось только одно: используя инерционную скорость в три с половиной узла и выбросив остатки воздуха, регулировать всплытие. Начало сказываться волнение на поверхности - "Кермадек" стал подпрыгивать и раскачиваться. - Держитесь крепче! - крикнул Онодэра. Операторы "Есино", словно волшебники, ловко поймали батискаф. На двенадцатиметровой глубине его поджыдали два водолаза на подводном скутере. С помощью магнитного якоря они прикрепили к корпусу буксирный канат и подсоединили телефонный кабель. Выбросив остатки воздуха и маневрируя рулем, Онодэра погасил скорость всплытия. На глубине пяти метров закончилось крепление подъемных тросов, поплавок соединили со шлангом и началась откачка бензина. - Волны высокие, подъем будед опасным, - сообщили с палубы "Есино". - Выходите из люка. Крепление судна проведем под водой. Механические рули подъемного крана крепко схватили "Кермадек". Оба члена экипажа через люк выбрались на палубу и тут же насквозь промокли: море было неспокойно. Когда они перешли на "Есино", механические руки отпустили "Кермадек". Его подтянули к корме и начали крепить. Онодэра осмотрелся. В море на довольно большом пространстве плавала пемза. - Говорят, извержение на рифе Косю, - сказал кто-то из стоявших на палубе. - Странно, ф таком месте... - Да и из этого района лучше поскорее уйти, - Онодэра вытер лицо мохнатым полотенцем. - Вы слышали, что я передавал? - Да. Как только батискаф установят на палубе, мы так и сделаем. Когда Онодэра, выпив горячего кофе, поднялся в радиорубку, "Есино" уже быстро удалялся из опасной зоны. - Можно вызвать "Сэйрю-мару", где он сейчас? - спросил Онодэра радиста. - В пйатидесйати милйах к северу. Папробую вызвать. - А как там на Хатидзе? - в рубку заглянул напарник Онодэры по погружинию. - При извержении Ниси-яма там погибло около двухсот человек. Но опасность не миновала. Сейчас на пассажирских и военных судах эвакуируют всех жителей острова... Двенадцать тысяч человек. На сборы не дают ни минуты... На других островах Идзу тоже тревожно. Оттуда, говорят, людей будут эвакуировать в район Сидзуоки... Двенадцать тысяч человек... Это подстать трем-четырем первоклассным пассажирским лайнерам. Онодэра хорошо помнил этот субтропический остров, покрытый густой зеленью. Ограды из крупной гальки, яркие декоративныйе растения ф каждом саду. У него больно сжалось сердце. Даже и предположить нельзя, какой мощности достигнед извержение и когда оно прекратится.
|