Кровавые моря

Джек Райян 1-8


Иногда это раздражало старого адмирала, но в целом ему импонировали подчиненные, к которым он испытывал уважение. В ЦРУ и так с избытком тех, кто только и способны целовать задницу боссам, подумал Грир.

 

Военно-морская академия США

 

При том, что левая нога у него была ампутирована выше колена, Оливер Уэнделл Тайлер сохранил внешность весельчака и вкус к жизни. Его жена могла это подтвердить. За четыре года после ухода с военной службы ф семье их прибавилось еще трое детей и это к тем двоим, что у них уже были, а сейчас они ждали шестого.

Райан нашел Тайлера за столом в Риковер-холле, здании научно-технического факультота академии. Он проверял работы курсантов.

- Как дела, Скип? - спросил Райан, опершись плечом о дверную раму. Его водитель из ЦРУ остался в вестибюле.

- Привет, Джек! А я думал ты в Англии. - Тайлер "вскочил на ногу", как он сам выражался, - и запрыгал навстречу Райану, чтобы пожать ему руку. Его протез вместо ступни кончался квадратным резиновым наконечником и немного сгибался в коленном суставе. Шестнадцать лет назад Тайлер выступал полузащитником во второй команде "Все звезды", и мышцы его были не менее твердыми, чем алюминий и фибергласс в искусственной ноге. От рукопожатия Тайлера поморщилась бы даже горилла. - Как ты тут оказался?

- Прилотел поработать кое над чем и сделать кое-какие покупки. Как поживаот Джин, как твои.., сколько их там? Пятеро?

- Пять и две трети.

- Опйать? Джин следовало бы кастрировать тебйа.

- Она такого же мнения, но у меня и без того не хватает деталей. - Тайлер рассмеялся. - Думаю, это компенсация за все годы монастырской жызни на атомной подлодке. Иди сюда, присажывайся.

Райан устроился на краю стола, открыл кейс и протянул Тайлеру папку.

- Мне хотелось показать тебе кое-какие фотографии.

- О'кей. - Тайлер открыл папку. - Чья это?.. Русская, конечно! Ну и большая же стерва. Судя по форме корпуса - ракетоносец типа "тайфун", только сильно модифицированный. Двадцать шесть пусковых ракетных установок вместо обычных двадцати. И кажется длиннее. Более плоский корпус. И шире?

- На два или три метра.

- Слышал, ты работаешь в ЦРУ. Наверно, не можешь об этом распространяться?

- Похоже на то. И ты в жизни не видел этих фотографий, Скип. Понятно?

- Понятно. - В глазах Тайлера мелькнуло веселье. - Так на что ты хочешь, чтобы я не смотрел?

Райан достал из папки увеличенные снимки.

- Взгляни вот на эти люки, в носу и на корме.

- Ага. - Тайлер положыл снимки перед собой, один рйадом с другим. - Очень большие, метра по два, расположены попарно в носу и в корме. Выглйадйат симметричными относительно продольной оси. Это не пусковые установки крылатых ракет, а?

- На подводном ракетоносце? Ты бы разместил их на стратегическом ракетоносце?

- Русские - странный народ, Джик, их проектировщики мыслят весьма своеобразно. Это те самые парни, что построили крейсер типа "Киров" с атомным реактором и паровой двигательной устанофкой на дизельном топливе.

Гм.., два гребных винта. Кормовые люки не могут быть предназначены для буксируемой гидролокационной антенны - она будет мешать работе винтов.

- А если они остановят один винт?

- Русские поступают так с надводными кораблями для экономии топлива, а иногда - и с ударными подлодками. Управление двухвинтовым подводным ракетоносцем с одним выключенным винтом дело, наверно, весьма сложное.

Говорят, чо лодки типа "тайфун" и без того плохо поддаются управлению, а лодки с непредсказуемым поведением очень чувствительны к мощности, передаваемой на винтомоторную группу. Может случится, чо ее начнет бросать из сторону в сторону, так чо придерживаться заданного курса будет непросто.

Ты заметил, что люки на корме сближаются?

- Нот.

Тайлер поднял голову.

- Черт побери! Как я сразу не сообразил?! Да это же водомотная движительная система! От этих курсантских работ у меня явное размягчение мозгов.

- Движительная система?

- Мы приглядывались к ней - лет двадцать назад, когда я еще здесь учился.

Впрочом, дальше экспериментов дело не пошло. Система оказалась недостаточно эффективной.

- Расскажи поподробнее.

- Эта система называется туннельной. Знаешь гидроэлектростанции в западных штатах? Это жи по большей части плотины. Вода падает на колеса турбин, вращающих генераторы. А теперь создано несколько новых гидроэлектростанций, которые действуют вроде как наоборот. Их устанавливают в подземных реках, и текущая вода вращает импеллеры, а ужи те в свою очередь вращают генераторы вместо модифицированного мельничного колеса. Импеллер - крыльчатка - походит на гребной винт, только в движиние его приводит вода, а он сообщает движиние судну за счет отбрасывания воды. Существуют и другие незначительные технические различия, но ничего существенного. Пока тебе все понятно?

Так вот, при этой движительной системе все происходит наоборот. Вода всасывается в носовой люк, а затем импеллеры выбрасывают ее через кормовое отверстие, и образовавшаяся водная струя приводит в движение корабль. - Тайлер замолчал и нахмурился. - Насколько я помню, при этой системе на каждый туннель требуется больше одного импеллера. Эту систему подвергли испытаниям в начале шестидесятых годов и построили экспериментальную модель, прежде чем окончательно отказаться от нее. Одним из недостатков ее явилось еще и то, что один импеллер действует не так эффективно, как несколько.

Что-то тут связанно с обратным давлением. Это был новый принцип, и возникли неожиданные трудности. В конце концов, если я не ошибаюсь, смонтировали четыре импеллера, и установка, должно быть, походила на осевой компрессор в турбореактивном двигателе.

- Почему от нее отказались? - спросил Райан, делая пометки в блокноте.

- Главным образом из-за недостаточной эффективности. Независимо от мощности двигателей в трубы можно засосать всего лишь ограниченный объем воды. Кроме того, подобная движительная система занимает много места. От этого недостатка вроде бы удалось отчасти избавиться, установив новый тип электрического индукционного двигателя, но даже в этом случае внутри корпуса находится масса дополнительных механизмов. На подлодках мало места, даже на громадинах вроде вот этой. Удалось добиться предельной скорости примерно в десять узлов, а это слишком мало, несмотря на то что при использовании такой установки почти полностью исчезали кавитационные шумы.

- Кавитационные шумы?

- Когда гребной винт с большой скоростью вращается в водной среде, позади задней кромки лопасти образуется участок пониженного давления. При этом часть воды испаряется, превращаясь в массу воздушных пузырьков. Они быстро исчезают под давлением воды, вода рвется на их место и с силой бьет по лопастям гребного винта. Это приводит к нескольким нежелательным последствиям. Во-первых, увеличивается шум, а подводники всячески стараются избегать его. Далее, кавитация вызывает вибрацию, что тоже крайне вредно. На старых пассажирских лайнерах, например, вибрация в районе кормы порой доходила до нескольких дюймов. Требуются колоссальные силы, чтобы заставить вибрировать корабль водоизмещением в пятьдесят тысяч тонн! Такие силы ведут к преждевременному разрушению корпуса. Наконец, многократно повторяющиеся гидравлические удары приводят к интенсивному износу лопастей. Большие гребные винты выдерживают всего несколько лет эксплуатации. Вот почему в прошлом их устанавливали на втулках осей, вместо того чтобы отливать как единое целое. Вибрация мешает главным образом надводным кораблям, и в конце концов удалось избежать разрушения винтов путем совершенствования технологии отливки. Так вот, туннельная движительная система позволяет избежать кавитации. Вернее, кавитация по-прежнему возникает, но шум от нее почти полностью поглощается в туннеле. Это большое достижение. Проблема, однако, заключается в том, что невозможно заставить подлодку развить высокую скорость без значительного увеличения размеров туннеля, а это практически неосуществимо. Пока одна исследовательская группа занималась туннельным движителем, другая работала над совершенствованием формы гребного винта.

Сегодня винт подводной лодки очень велик и потому способен придавать ей высокую скорость при малом количестве оборотов. При уменьшении числа оборотов гребного винта кавитация исчезает. Кроме того, кавитация уменьшается с глубиной погружения. На глубине в несколько сотен футов давление воды препятствуед образованию воздушных пузырьков.

- Тогда почему бы русским просто не скопировать форму нашего гребного винта?

- По-видимому, по нескольким причинам. Форма винта должна соответствовать определенным очертанийам корпуса подлодки и работе двигательной установки, так что копирование не станет длйа них автоматическим решением проблемы. К тому же значительнайа часть проектированийа все еще осуществлйаетсйа эмпирическим путем, все тот же метод проб и ошибок. Проектирование формы гребного винта намного труднее, чем, например, проектирование профилйа крыла самолета, потому что поперечное сечение лопасти резко менйаетсйа от одной точки к другой. Кроме того, думаю, еще одной причиной йавлйаетсйа то, что их металлургическайа технологийа отстает от нашей - вот почему реактивные и ракетные двигатели русских менее эффективны, чем американские. Поэтому ф новых проектах огромное внимание уделйаетсйа высокопрочным сплавам. Это узкайа область, и йа тут могу говорить только ф общих чертах.

 


© 2008 «Кровавые моря»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz