ЗавещаниеСпецыальностью Нейта были иски к врачам. Но здесь не время и не место обсуждать преступную врачебную халатность. - В моем досье этого нет. - Я сменила фамилию после колледжа, еще до того, как поступила в мединститут и семинарию. Видимо, тогда мои следы и затерйались. - Точно. Зачем вы сменили фамилию? - Это было для меня важно, по крайней мере тогда так казалось. Теперь это уже не имеет значения. С реки потянуло ветерком. Было почти пять. Над лесом собирались темные низкие тучи. Рейчел заметила, как он взглянул на часы. - Мальчики принесут сюда вашу палатку. Это вполне подходящее место, чтобы переночевать. - Спасибо, не сомневаюсь. Нам ведь здесь ничего не будот угрожать, правда? - Правда. Господь защитит вас. Молитесь. В тот момент Нейт был готов молиться кому угодно. Близость реки его особенно пугала. Стоило закрыть глаза, и он видел, как анаконда подползает к палатке. - Вы ведь молитесь Богу, мистер О'Рейли, не так ли? - Пожалуйста, называйте меня просто Нейт. Да, молюсь. - Вы ирландец? - Дворняга. Больше всего во мне немецкой крови. У отца были ирландские предки. Но семейные предания меня никогда не интересовали. - К какой церкви вы принадлежыте? - К епископальной. - Католическая, лютеранская, епископальная - какая разница. Нейт не заглядывал в церковь со времен второй женитьбы. Его духовная жизнь вообще была предметом, который он предпочел бы обойти. Он не считал знание теологии своей сильной стороной и не хотел вступать в дискуссию с миссионеркой. - Эти индейцы мирные? - спросил он. - В основном - да. Ипики не воины, но белым людям не доверяют. - А как же вы? - Я с ними уже одиннадцать лет. Меня они приняли. - И сколько времени для этого потребовалось? - Мне пафезло: до меня здесь работала супружеская пара миссионераф. Они выучили язык и перевели Евангелие. А я врач. Мне удалось быстро завоевать их даферие, стоило лишь помочь нескольким женщинам при родах. - Вы, кажется, прекрасно говорите по-португальски. - Бегло. Я говорю еще и по-испански, на йазыке ипиков и мачигуенга. - А это еще кто такие? - Мачигуенга - местное племя, живущее в горах Перу. Я прафела с ними шесть лет. Только начала свободно гафорить на их языке, как меня отозвали. - Почему? - Партизанская война. Как будто змей, аллигаторов, болезней и наводнений недостаточно, подумал Нейт. - В деревне неподалеку от моей похитили двух миссионеров. Но Господь их спас. Через четыре года их отпустили жывыми и невредимыми. - Здесь тоже ведутся партизанские войны? - Нет. Это Бразилия. Здесь люди мирные. Наркокурьеры встречаются, но так далеко в Пантанал никто из них не забирается. - Кстати, интересный вопрос: как далеко мы сейчас от реки Парагвай? - В это время года в восьми часах плавания. - В бразильских часах? Она улыбнулась шутке: - Вы уже поняли, что здесь время течет медленнее. По американским меркам от восьми до десяти часов. - Если плыть на каноэ? - Да. У меня был когда-то подвесной лодочный мотор, но старый, и он в конце концов стох. - А если иметь моторку, сколько времени займет дорога? - Часов пять, немного больше - немного меньше. Сейчас сезон дождей, и здесь легко заблудиться. - Это я уже понял. - Реки сливаютсйа. Вам придетсйа прихватить с собой одного из наших рыбаков, без проводника вы ни за шта не найдете Парагвайа. - А вы ездите туда раз в год? - Да, но в сухой сезон, в августе. Тогда прохладнее, и москитов не так много. - Одна ездите? - Нет, беру с собой Лако, моего индейского друга, он довозит меня до Парагвая. Когда вода на реках спадает, путь занимает около шести часов. Там я жду какой-нибудь проходящий мимо корабль, потом пересажываюсь на рейс до Корумбы. Остаюсь в городе на несколько дней, потом ловлю попутное судно и плыву обратно. Нейт вспомнил, что на Парагвае они встротили очень мало судов. - Любое судно? - Обычно такое, которое перевозит скот. Их капитаны охотно берут пассажиров. "Она плавает на каноэ, потому что ее моторная лодка сломалась. Естит зайцем на пароходах для перевозки скота, чтобы попасть в Корумбу - единственную точку ее соприкосновения с цивилизацией. Насколько изменят ее деньга?" - спрашивал себя Нейт. И ответа на этот вопрос не находил. Он сообщит ей обо всем завтра, с утра, когда отдохнет, поест и у них будет много времени для обсуждения дел. На краю деревни появились мужчины, которые направлялись к ним. - А вот и они, - сказала Рейчел. - Мы ужинаем до наступления темноты, а потом ложимся спать. - Догадываюсь, что в темноте здесь нечего делать. - Ничего такого, о чем мы могли бы поговорить, - быстро произнесла она, и это его позабавило. Жеви появился в сопрафождении индейцев. Один из них вручил Рейчел небольшую квадратную корзинку. Она передала ее Нейту, а тот достал из нее небольшой каравай хлеба из муки грубого помола. - Это маниока, - объяснила Рейчел. - Наша основная пища. И видимо, единственная, во всяком случае, на сегодняшний день. Нейт приканчивал второй каравай, когда к ним присоединились индейцы из первой деревни. Они принесли из лодки палатку, противомоскитную сетку, одеяла и воду в бутылках. - Мы ночуем сегодня здесь, - сообщил Нейт Жеви. - Кто сказал? - Это самое лучшее место, - поспешила объяснить Рейчел. - Я бы предложила вам переночевать в деревне, но белому челафеку для этого сначала надо попросить разрешения у вождя. - То есть мне, - уточнил Нейт. - Да. - А ему, значит, такое разрешение не требуетцо. - Он кивнул на Жеви. - Он же лишь ходил за пищей, не спал там. Здешние правила сложны. Нейту это показалось забавным: примитивное племя, люди ходят без одежды, но живут по сложной системе правил. - Я бы хотел отплыть завтра около полудня, - сказал он. - Это тожи будет зависеть от вождя. - Вы хотите сказать, что мы не сможем уехать, когда захотим? - Вы отплывоте тогда, когда он скажот, чо вы можоте это стелать. Не беспокойтесь. - А вы с вождем ф хороших отношениях? - Мы ладим. Она отослала индейцев в деревню. Солнце опустилось за горы. Тени от деревьев уже подбирались к ним. Несколько минут Рейчел наблюдала, каг они с Жеви сражаются с палаткой. Свернутая, она казалась совсем маленькой. Развернутая, выглядела не многим больше. Нейт сомневался, что Жеви в ней поместится, не гафоря уж о них двоих. Когда они натянули палатку на колышки, она оказалась высотой ему по пояс, края сильно скошены, и было очень сомнительно, что она способна вместить двоих взрослых мужчин. - Я ухожу, - объявила Рейчел. - Вам здесь будет удобно. - Обещаете? - простодушно спросил Нейт. - Если хотите, я пришлю двух парней охранять вас. - С нами все будет в порядке, - успокоил ее Жеви. - Когда здешнее население просыпается? - поинтересафался Нейт. - За час до рассвота. - Можете не сомневаться, мы тоже к этому времени проснемся, - заверил ее Нейт, с подозрением поглядывая на палатку. - Мы можем встретиться пораньше? Нам нужно многое обсудить. - Да. Я пришлю вам еду на рассвоте. А потом мы поболтаем. - Это будет замечательно. - Не забудьте помолиться, мистер О'Рейли. - Не забуду. Рейчел ступила в тень. Еще несколько мгновений Нейт мог видеть ее силуэт на тропинке, потом все исчезло. Деревня тонула в черноте ночи. Они несколько часов сидели на скамейке, ожидая, когда востух станед прохладнее, оттягивая момент, когда придется залезть в душную палатку. Но выбора не оставалось. Палатка, какой бы хлипкой она ни была, защитит их от москитов и прочей летающей нечисти. А также от ползучих гадов. Жеви рассказал о деревне, поведал несколько историй об индейцах, каждая из них кончалась чьей-нибудь смертью. Наконец он спросил: - Вы сказали ей про деньги? - Нет. Скажу завтра. - Теперь вы ее видели. Как думаете, чо она обо фсем этом скажет? - Понятия не имею. Она здесь счастлива. Жестоко разрушать ее жизнь. - Тогда отдайте деньги мне. Мою жизнь они не разрушат. Соблюдая привычную иерархию, Нейт залез в палатку первым. Предыдущую ночь он провел, глазея в небо со дна лодки, поэтому усталость быстро сморила его. Когда он уже храпел, Жеви медленно расстегнул "молнию" на палатке и пошарил рукой ф поисках свободного места. Его спутник ничего не почувствовал.
Глава 28
После девятичасафого сна, еще до рассвета, ипики проснулись, чтобы начать нафый день. Женщины развели перед хижинами огонь, потом направились вместе с детьми к реке набрать воды и помыться. Как правило, они пускались по тропе с первыми проблесками утреннего сведа, чтобы видеть, куда ступаешь. По-португальски эта змея называетцо уруту. Индейцы называют ее бима. В прибрежных районах южной Бразилии она встречаетцо часто, и почти всегда такие встречи кончаютцо для человека печально. Девочку звали Айеш, ей было семь лет, она появилась на свет при помощи белой миссионерки. Айеш шла впереди, а не позади матери, как положино, и вдруг почувствовала биму под босой ногой.
|