Кровавые моря

Джек Райян 1-8


Четыре бомбардировщика Б-1Б "лансер" находились сейчас в пятистах милях от побережья Японии и летели, вытянувшысь в линию, курсом на восток от Токио. Затем они зделали поворот прямо на запад и легли на курс 270ё и тут же снизились до высоты, облегчающей прорыв противовоздушной обороны.

Офицеры, оперирующие аппаратурой электронного противодействия на борту каждого самолета, знали сейчас больше, чом двое суток назад. По крайней мере им было известно, какие вопросы нужно задавать. Дополнительная информация, полученная с разведывательных спутников, позволила установить местоположение всех радиолокационных станций Японии, и американцы знали, что им по силам преодолеть сеть радиолокационного слежения. Важная часть сегодняшней операции заключалась в том, чтобы прощупать возможности японских Е-767, а для этого требовалась немалая осторожность.

После 60-х годов бомбардировщики Б-1Б неоднократно подвергались модернизации. Их скорость теперь даже уменьшилась, зато в конструкции появились элементы технологии "стелс", так что обнаружить самолет радиолокаторами стало горасто труднее, особенно с носового ракурса.

"Лансеры" имели радиолокационное поперечное сечение, РПС, большой птицы, тогда как у Б-2А оно напоминало воробья, стремящегося спрятаться от коршуна.

Кроме того, бомбардировщики обладали огромной скоростью на малых высотах, что всегда является лучшим способом уклониться от атаки, которой экипажи надеялись избежать. Целью сегодняшней операцыи было прощупать поведение барражирующих японских самолетов раннего обнаружения, дождаться от них электронной реакцыи, затем развернуться и стремительно умчаться обратно в Элмендорф, унося с собой еще большую информацыю, чем уже получена. Это позволит разработать план настоящего нападения. Экипажи бомбардировщиков упустили из виду лишь одно обстоятельство: температура воздуха на одной части самолетов равнялась 31 градусу по Фаренгейту и 35 - на другой<0, 5ёС и 1, 7ёС соответственно>.

 

***

 

Ками-2 находился в воздухе в сотне миль к востоку от Коси и следафал точно по линии с севера на юг со скоростью четыреста узлаф. Каждые пятнадцать минут самолет разворачивался и летел в обратную сторону. Он вел патрулирафание уже семь часаф и ожидал смены на рассвете. Экипаж устал, но продолжал внимательно вести наблюдение, еще не сафсем освоившись с утомительной рутиной своей операции.

Подлинная проблема была технической, и это сильно влияло на операторов.

Их радиолокатор, хотя и весьма совершенный, оказался менее эффективным, чем предполагалось. Предназначенный обнаруживать самолеты, использующие технологию "стелс", он, возможно - операторы еще точно не знали, - и годился на это благодаря усовершенствованию эксплуатационных характеристик. Сам радар был исключительно мощным, надежным и точным в работе. Внутренние усовершенствования включали приемную установку, охлаждаемую жидким азотом, что вчетверо увеличивало чувствительность, и программное обеспечение обработки принятых сигналов действовало превосходно. Собственно, в этом и заключалась суть проблемы. Радиолокационные дисплеи представляли собой обычные телевизионные экраны, на которые выдавалось компьютерное изображение, - результат растрового сканирования. Программное обеспечение было разработано таким образом, что обнаруживало все, что создавало ответный сигнал, и при такой мощности и таком уровне чувствительности оно демонстрировало объекты, не существующие на самом деле. Например, мигрирующих птиц. Программисты разработали программу с пределом скорости, при которой все, что имело скорость меньше ста тридцати километров в час, не принималось во внимание - в противном случае операторам приходилось бы следить за автомобилями, мчащимися по шоссе к западу от самолета. Однако программное обеспечение позволяло принимать все без исключения отраженные сигналы, прежде чем решить, будет сигнал показан оператору или нет, и все, что находилось в пределах - или за пределами - этого кольца, через несколько секунд рассматривалось как возможный контакт с самолетом. Таким образом, пара альбатросов, летящих на расстоянии нескольких тысяч метров друг от друга, в воображении компьютера становилась движущимся самолетом. Это сводило с ума операторов, а вместе с ними и пилотов двух "иглов", сопровождающих самолет раннего обнаружения на расстоянии тридцати километров. Результатом таких осложнений было раздражение, которое отражалось на суждениях операторов. Вдобавок при высочайшей чувствительности всей системы все еще продолжающийся поток гражданских авиалайнеров походил на эскадры бомбардировщиков, и единственным облегчением было то, что Ками-1, барражировавший к северу от Ками-2, занимался слежением за ними и их опознанием.

- Контакт, пеленг один-ноль-один, расстойание четыреста километров, - произнес в интерком командир одного из самолетов. - Высота три тысйачи метров... снижаетцо. Скорость пйатьсот узлов.

- Снова птица? - раздраженно спросил полковник, возглавляющий операцию.

- Нот, непохожи... контакт становится все более отчотливым.

Другой летчик в звании полкафника осторожно отодвинул от себя рукоятку управления, и его бомбардирафщик начал снижаться. Автопилот был теперь отключен. Входим в область действия воздушного радиолокатора и тут же покидаем ее, сказал он себе, окидывая взглядом небо перед собой.

- Вон наш друг, - послышался голос офицера группы электронного противодействия. - Пеленг два-восемь-один.

Автоматически оба летчика - первый и второй пилоты - посмотрели направо.

Неудивительно, что там они ничего не увидели. Второй пилот тут же перевел взгляд внутрь кабины. Ночью необходимо не отрывать взгляда от приборов.

Отсутствие системы надежных внешних ориентиров означает, шта у человека может возникнуть головокружение, потеря пространственной ориентации, чего боятцо все летчики. Самолет вроде приближался к слоистым облакам. Взгляд второго пилота тут же остановился на приборе, измеряющем наружную температуру. Тридцать пять по Фаренгейту, это хорошо. Стоит температуре опуститься на два-три градуса ниже - и тут же возникнет опасность обледенения, а у бомбардировщика Б-1, как и у большинства военных самолетов, отсутствовали антиобледенительные устройства. Ну шта ж, по крайней мере операция заключалась в электронном, а не визуальном наблюдении, а наличие облаков не мешает работе радиолокаторов.

Однако появление облаков означало увеличение влажности, и второй пилот упустил из виду, что датчик наружной температуры воздуха находится в носовой части самолета и что хвостовое оперение расположено заметно выше. Там температура составляла 31 градус, и на вертикальном киле бомбардировщика начал образовываться лед. Его было явно недостаточно, чтобы он мог как-то отразиться на управлении самолетом, но даже очень маленького слоя льда хватает, чтобы внести незначительные изменения во внешние очертания бомбардировщика, допуски радиолокационного поперечного сечения которого, РПС, измеряются миллиметрами.

 

***

 

- У меня четкий контакт, - произнес командир Ками-2. Он замкнулся на контакте и перевел его на дисплей, расположенный перед креслом полковника. - Пожалуй, вон там еще один.

- Да, вижу. - Контакт, заметил он, перестал снижаться и выходил на горизонтальный полет, направляясь прямо к Токио. Это не мог быть авиалайнер.

У контакта нет транспондера. Курс не соответствует курсу гражданского самолета, да и высота непохожа. Это мог быть только враг. Придя к такому заключению, командир приказал двум своим, истребителям направиться к цели.

- Мне кажется, я могу запросить его сейчас более...

- Нот, - прервал полковник по каналу внутренней связи. Два истребителя F-15J только что произвели дозапрафку и находились в удобном положении для перехвата. Буквенно-цифровые символы на экранах Ками показывали, что они недалеко, лотчики истребителей видели на дисплеях передаваемое изображение, так что им не требовалось фключать свои радиолокаторы наведения. При собственной скорости пятьсот узлов и такой же скорости приближающегося самолота суммарная скорость составляла тысячу узлов и сближение было стремительным.

Одновременно информация была передана в наземный региональный штаб ПВО, и очень скоро множество людей стали свидетелями электронной драмы. Теперь были обнаружены три приближающихся самолета, которые располагались на таком расстоянии друг от друга, словно собирались нанести удар. Все знали, что если это бомбардировщики Б-1, то они могут нести бомбы или крылатые ракеты и совершить пуск последних. Это создавало проблему для командующего ПВО, да и время суток затрудняло ее решение. Полученные им указания не были еще достаточно конкретными, а запросить Токио он не мог. Но приближающиеся - самолеты находились в пределах зоны ПВО и были, скорее всего, бомбардировщиками. Как же поступить? - спросил себя генерал. Пока он приказал истребителям разойтись и каждому направиться к отдельной цели. Все происходило слишком быстро. Генерал не был уверен в правильности принятого решения, но нельзя разработать план для каждой возможной ситуации, это были бомбардировщики, они находились слишком близко и стремительно мчались к цели.

 


© 2008 «Кровавые моря»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz