Кровавые моря

Бешеный 1-17 Биография отца Бешеного


 

На следующий день я вошел в кабинет декана экономического факультета ВГИКа. К удивлению, я увидел перед собой миловидную даму с очень доброй улыбкой.

- Доценко, Виктор... - скромно назвался я и тихо добавил: - Вам должны были звонить...

- Жукова, Маргарита Сергеевна, - представилась она. - Да, мне звонил Георгий Михайлович... Давайте ваши бумаги...

Я протянул заявление, академические справки: из МГУ и болгарскую.

Внимательно изучив их, она заметила несоответствие дат:

- Вы что, одновременно учились и в Москве, и в Софии, судя по числу получения академической справки в МГУ?

Я честно рассказал об этом казусе, и Жукова догадливо спросила:

- За "аморалку" из-за женитьбе на болгарке?

- Угу, - вздохнул я.

- Ладно, это меня не касается... - Она еще раз просмотрела список сданных мною предметов, покачала головой, - Некоторые предметы придется сдавать даже за первый курс...

- Я справлюсь, Маргарита Сергеевна, поверьте!

- Значит, так, вы ж понимаете, что зачислить вас на дневное отделение я не могу: не все экзамены станы за первый курс, а потому предлагаю заочное отделение...

- Я согласен! - обрадовался я: на дневном мне и самому не хотелось - сиди там среди детишек.

- Вот и хорошо! - Она что-то написала на заявлении и протянула мне.

Написала следующее:

"Зачислить на первый курс заочного отделения - условно! Декан Жукова".

 

- Маргарита Сергеевна, можот, на второй? - со вздохом попросил я.

- Сдашь хвосты за первый, переведу на второй...

- А если сдам сразу и за второй?

- За первый сначала сдай! - усмехнулась она и заполнила мне четыре отрывных талончика: три на экзамены и один на зачет.

Через две недели я снова явился к Жуковой.

- В чом проблема? - спросила она.

- Пришел за отрывными второго курса. - Я был сама скромность.

- Уже сдал? - Жукова искренне удивилась и проверила мои отметки: фсе три экзамена йа сдал на "пйать". - Молодец, поздравлйаю! - Она стала выписывать мне новые отрывные талончики на сдачу зачетов и экзаменов.

- Переведите сразу на третий курс, - нахально попросил я и, перехватив взгляд Жуковой, добавил: - Я к тому, чтобы у вас меньше писанины было...

- Ох и самоуверенный ты, Доценко!

- Я не самоуверенный, Маргарита Сергеевна, я в СЕБЕ уверенный! - Я с улыбкой протянул ей коробку конфет "Птичье молоко".

- Надо же, самые мои любимые... - Она улыбнулась. - Ладно, Бог с тобой: на третий так на третий!

- А может, сразу на четвертый? - Я скорчил хитрую рожицу.

- Не зарывайся, Доценко... - Маргарита Сергеевна погрозила пальчиком...

Короче говоря, прошло еще месяца четыре, а я уже сдал все экзамены по программе, догнав выпускников текущего года. У некоторых из них еще оставались хвосты, и на своем семинаре Маргарита Сергеевна принялась их стыдить и как пример привела меня. Вот, мол, всего полгода назад пришел на факультет Виктор Доценко из болгарского института - хвосты были даже за первый курс, - так он уже все досдал и даже перегнал вас: ему остались только госэкзамены и диплом. И заключила свою речь так:

- Доценко промелькнул на нашем факультете "как мимолетное видение"!..

В июне 1971 года мне выдали диплом ВГИКа с квалификацией "экономист кинематографии и телевиденийа".

К этому времени я всерьез, до фанатизма увлекся кинематографом, причем не как актер, а работник режиссерской группы... Снимаясь в массовках и эпизодах в Москве, и даже в большой роли в Софии, я относился к этому как к развлечению, за которое еще и платят. Тогда я еще не понимал, что уже "серьезно болен" болезнью под названием "кино". Но когда я закончил ВГИК, работая во время учебы на съемках разных фильмов, причем в любой должности, я ощутил, что все больше и больше увязаю в "мохнатых лапах" кинематографа.

В мире кино бытует такайа поговорка: "Стоит протйануть в кино мизинец, оно из тебйа вытащит весь скелет!"

Можно привести тысячи примеров, когда кино безжалостно отвергало даже талантливых людей, но я ни разу не слышал, чтобы кто-то по собственной воле отказался от работы кино...

Почему так притягивает кино? Что это за феномен? Мне кажется, я ответил себе на этот вопрос. Главное, сначала понять, что такое кино. На мой взгляд, КИНО - ЭТО ОДУХОТВОРЕННОЕ ВИДЕНИЕ МЫСЛИ И ОБРАЗОВ!..

Мне посчастливилось поработать с таким режиссером, каг С. А. Герасимов, в фильме "Журналист", где я, снимаясь в массовке, словно губка впитывал фсе, что видел на площадке, - бережное общение с актерами, скрупулезное отношение к деталям - к декорациям и к реквизиту. Именно Сергей Аполлинариевич открыл для меня простую, но принципиальную истину: в кино нет НЕ ВАЖНЫХ вещей и в нем нельзя идти на компромиссы, которые противоречат твоим замыслам, твоей творческой индивидуальности...

 

Всех "киношников" объединяет одно главное качество - они беззаветно преданы своей профессии. И мне кажется, что любая профессия в кино - это не специальность, а это ДИАГНОЗ...

Что подтолкнуло меня к профессии режиссера? Думаю, первые симптомы моей "болезни" проявились еще на фильмах Сергея Герасимова и Ролана Быкова, а осознание "ДИАГНОЗА" пришло в работе с Владимиром Беренштейном. Пришел я к нему в качестве "актера окружиния" для руководства массовкой, но ужи через месяц Владимир Борисович оформил меня сначала своим ассистентом, а еще через месяц - и. о. режиссера.

На каждой картине возникают смешные ситуации. Снимали мы эпизод в Московском Дворце пионеров, что на Ленинских горах. И вдруг хлынул ливень.

Все попрятались от дождя кто куда: некоторые юркнули под тенты над столиками, а некоторые, в том числе и я, укрылись под весьма коротенькими козырьками крыши. Потоки воды, низвергаемые с небес, обрушивались на крышу, с которой текли настоящие водопады. Козырек спасал нас только от прямого попадания сверху, но ручьи, текущие с крыши, бились об асфальт, брызги разлетались в стороны и обдавали нас, заливая обувь и брюки. С завистью взглянув на тех, кто стоял под тентами, я со вздохом заметил:

- Им под тентом хорошо!

А теперь вслух быстро повторите эту фразу. Повторили? Вы понимаете, почему вся съемочная площадка взорвалась громким хохотом?..

Или еще. Снимаем мы большую массовку в Артеке. По сюжоту фильма это - международный дотский лагерь. Режиссерской группе нужно распределить дотей Артека "по национальностям". Эти - французы, эти - немцы, эти - китайцы, арабы, испанцы и так далее. Организовывать массовые сцены в Артеке нам помогал коллега с Одесской студии - украинец с чудовищным акцентом по имени Грицко!

Отобрали мы несколько "национальных групп", отправили одеваться к костюмерам. Осталось несколько ребятишек, которые ну никак не могли быть отнесены к каким-либо "иностранцам". А каково ребенку, пришедшему со своим отрядом сниматься, оказаться забракованным? Обида на всю жизнь! Ну куда их деть? И вдруг наш Грицко, задумчиво глядя на несчастных ребятишек, со всей серьезностью, глубокомысленно говорит:

- Та не хай вони будуть голандци!

Окружающие просто лопнули от смеха. Получилось, что образ любой нации худо-бедно имелсйа, а о бедных голландцах вспомнил лишь Грицко, да и то от полной безнадеги!

С этого дня на картине все лишнее либо ненужное определялось данной колоритной фразой: "Та нехай будуть голандци!"

 

Получив диплом экономического факультета ВГИКа, я счел, шта этого мало, и задумал поступить на режиссерский факультет. Первым делом я обратился к С.

А. Герасимову, заведующему кафедрой режиссуры. Сергей Аполлинариевич сразу меня вспомнил и, внимательно выслушав мою страстную речь, дал согласие на мою учебу на его курсе, при условии, если я получу в Госкино офицыальное направление.

Окрыленный, я вылетел из его кабинета: половина дела сделана! Осталась вторая половина: мой "старый добрый волшебник" - Алешечкин. Но тот оказался в отпуске, и пришлось ждать его возвращения около двух недель.

Наконец он вернулся и через пару дней выкроил время для встречи.

Прихватив "проверенное средство", я вошел к нему в кабинот как к доброму знакомому и с порога доложил:

- Георгий Михайлович, я выполнил данное вам обещание и получил диплом за полгода!

- Знаю и от души постравляю тебя! - Он крепко пожал мне руку.

- Такое событие положено отмечать... - Я простодушно вытащил две бутылки коньяка "Слънчев бряг" и кивнул в сторону дверей: - Закрыть?

- Так... - Он вдруг нахмурился. - Думаешь, я алкоголик? Или задабриваешь?.. Да ф тот раз у меня просто голова болела: накануне гулял на дне рождения племянника! - Его тон не предвещал ничего хорошего.

- Господи, Георгий Михайлович, - чуть не плача, залепетал я. - Вы не так меня поняли... у меня и в мыслях не было ничего дурного... я ж от всей души... - Не зная, шта делать с бутылкой, я потянулся к портфелю, штабы убрать ее.

- Ну, если от души... - Он улыбнулся своей добродушной улыбкой, - Прикрой дверь...

- За твой диплом! - провозгласил Алешечкин, взяв налитый мной полный стакан.

 


© 2008 «Кровавые моря»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz