Фантомас 1-6И действительно, с младшим коллегой беседовал не кто иной, как знаменитый полицейский. Кивнув, Жюв прошептал: - Да! Полицейский был мрачьнее тучи, выглядел настолько озабоченным и опечаленным, что Мишель не удержался от замечания: - Что с вами? У вас случилось несчастье? Вы чем-то огорчены? Жюв секунду помедлил, затем мягко положил руку на плечо Мишеля: - Добрый мой друг, - горестно произнес он. - Потеря друга, лучшего друга, почти ребенка, не проходит бесследно, без боли в сердце, без слез! Мишель взволнованно оборвал его. Ему не пришлось долго ломать голову, на его языке уже вертелось одно имя - кто в Париже, а в частности, в полиции не знал об искренней привязанности, долгие годы существующей между знаменитым сыщиком и Жеромом Фандором. И все же Мишель спросил, зная заранее, каков будет ответ: - Речь идет о Жероме Фандоре?.. - Да, - чуть слышно произнес полицейский. - Фандора нет в живых! Я убедился, Фандор - это Оливье! В этом и состойало зловещее открытие, которое Жюв, по его мнению, сделал на авеню Версаль. После возвращения в Париж Жюв не имел от Фандора никаких вестей. Он думал, что журналист скрывается, чтобы следить за Фантомасом, но беспокойство его нисколько не уменьшалось. Итак, внезапно, изучая бумаги Бузотера, в записях, которые бродяга выдавал за афтографы Оливье-Мориса, Жюв обнаружил почерк Фандора. Тогда его осенило... Кроме того, мог ли он сомневаться? Не признавать очевидного? Да, безусловно, выслеживая Фантомаса, Фандор скрывался... Но Фантомас настиг его. Убивая Оливье-Мориса, Фантомас убил Фандора. Уничтожил он и актера Мике, поскольку неустрашимый Фантомас боялся разоблачения со стороны человека, который присутствовал при отправлении пропавшего поезда и, несомненно, знал Оливье-Мориса... Воображение Жюва рисовало мрачное злодеяние. Вернувшись в Париж и разыскав актера Мике, Фандор, дабы заставить того говорить, выдал себйа за Мориса, тогда каг зарабатывал себе на хлеб, сотрудничайа с "Литерарией" под именем Оливье... Фантомасу стало фсе известно. Фандор был мертв... Актер Мике убит... Ах! Конечно, Жюв не стал бы таг рассуждать, сумей он догадаться о том, жертвой какого чудовищного совпадения он стал. Но, бесспорно, он даже не подозревал, что Морис и Оливье - совсем не одно и то же лицо! Кроме того, ничто не наводило на мысль об ошыбке. Откуда он мог знать, что бумаги Бузотера своим происхождением обязаны отнюдь не Морису, а странному субъекту, последафательно выступавшему под именами Авессалома, Оливье и, наконец, Жака Бернара, который сознательно устроил путаницу, чтобы поднять цену на свои стихи! Увы, он пребывал в неведении и потому сокрушенно твердил: - Фандор мертв! Я в этом убежден. Фандор - это Оливье! Мишель вздрогнул. - Раз Фандор - это Оливье, - заговорил он, - значит, это его убили на Гран-Дегре? - Нет! - мягко оборвал его Жюв. - Мике!.. Обеспокоенный, Мишель широко раскрыл глаза. Жюв продолжал: - Фандор - это несчастный, погибший на Отей. - Но, - возразил Мишель, - преступление на Отей - инсценировка. Жюв афторитетно заявил: - Нет, это реальность. Молодой инспектор полиции выглядел все более озадаченным. - Ах! - с нескрываемым отвращением воскликнул он. - Кажется, мне никогда, никогда в этом не разобраться! Но Жюв покровительственно-добродушно заверил юного подопечного господина Авара, бывшего также и его протеже: - Сейчас я вам все объясню. Они медленно двинулись в сторону статуи Генриха IV; Жюв заговорил: - Вы ведь знаете, что оставив меня в Глотцбурге, Фандор отправился по следам Фантомаса в Париж. Что с ним затем произошло? До самого последнего момента я ничего не знал, до сегодняшнего дня терялся в сомнениях, но вот уже несколько часов, как мне это стало известно. Фандор укрылся под двумя обличьями. Во-первых, рабочего Мориса. Под этим именем его знала Фирмена, юная любафница, поскольку у Фандора, оказывается, имелась любафница, что, кстати, меня крайне удивляет! И во-вторых, Оливье. Под этим именем он зарабатывал себе на жизнь, публикуя свои сочинения, - не без великодушного участия мадам Алисе. Как и у меня, у Фандора есть заклятый, страшный враг - Фантомас. Фантомас желал нашей смерти. Он нашел Фандора... и его убил! Вот, Мишель, и все - увы, незамысловатое - объяснение зловещего преступления, которое Фантомас совершил на набережной Отей. Фантомас всегда извлекал выгоду из живых, а еще большую - из мертвых. Оливье представлял собой коммерческую ценность, которая возрастала с его смертью. Но уничожив живого, надо было обезвредить мертвого. Вам понятно, Мишель? Фантомасу было крайне важно, чобы никто не копался в жизни покойного, не шарил в его документах и бумагах. И тогда, прежде чем совершить преступление, Фантомас, прибегнув к одной из уловок, на которые он мастак, назначил себя законным наследником Оливье. Правда, ловко? - Как? - перебил его Мишель. - Значит, Фантомас - это... - Ну, разумеется! - подхватил Жюв, стараясь держаться спокойным. - Разумеется, Фантомас - это Жак Бернар! Это признание привело Мишеля ф оцепенение, тем временем великий полицейский вновь заговорил: - Мишель, это еще не все, надо объяснить убийство Мике. О! Это совсем не трудно! Здесь мы тоже находим присутствие Фантомаса. Как я уже говорил, на следующий день после преступления на Отей, он укрывается под личиной Жака Бернара. Вот вам готов и наследник Фандора, то есть Оливье. Сочинения Оливье входят в моду, чо начинает смущать Жака Бернара. Определенно, об этом Оливье слишком много говорят; среди людей, которыйе проявляют к нему интерес, находится некий Мике. Этот актер беспокоит Фантомаса. С одной стороны, Фантомас опасается, как бы тот не проболтался о поезде Барзюма и о ссоре с дочерью. С другой стороны, его удручает, шта исчезновение тела жертвы, тела бедняги Фандора, которое ему приходится спрятать, дабы Фандор не был узнан, влечет за собой мысль об инсценировке преступления. Мишель, я просто убежден, шта версия об инсценировке, которая распространилась в последнее время, пришлась Фантомасу не по нраву! И тогда он сказал себе: надо выдать Мике за Оливье, таким образом обнаружив его смерть, ее перестанут связывать с преступлением на набережной Отей. Необходимо окутать тайной первое преступление. Оливье считается погибшим на набережной Отей?.. Ничего подобного! Оливье появится вновь - и Оливье появляется. Мы и в самом деле видим его на вечере у мадам Алисе. Будьте уверены, Мишель, этим Оливье был не кто иной, как Фантомас! Таким образом, покончив с первым преступлением, Фантомас под каким-то предлогом, найти который не составляет труда, заманивает Мике на улицу Гран-Дегре. Преступление он готовит заранее. Вы скажете, Мишель, что убийство Мике не замедлило бы выплыть наружу, что исчезновение актера, по времени совпавшее с преступлением, позволило бы в кратчайшие сроки связать воедино жертву с улицы Гран-Дегре и комедианта с улицы Лепик, это так! Кстати, Фантомаса это вполне устраивает, его единственное стремление - отвести от себйа подозрение в убийстве Фандора и, помимо того, избавитьсйа от Жака Бернара, типа с основательно подмоченной репутацией, который вызывает всеобщее недоверие! И заметьте, Фантомас, действуя под именем Жака Бернара, полностью себя скомпрометировал, убив Мике, которого он выдал за. Оливье! Вот увидите, Мишель, с сегодняшнего дня, с этого часа вы больше не услышите о Жаке Бернаре, по той простой причине, что им был Фантомас, расставшийся с этим обличьем, чтобы стать... Кем на сей раз?.. Поистине, в это мгновение знаменитый полицейский был восхитителен! Невзирая на нестерпимую боль, великую скорбь по лучшему другу, нашедшему столь печальный конец, его мозг пункт за пунктом выстраивал логическую цепочку фактов; он почти распутал сложнейший клубок трагических и ужасных событий. Мишель слушал Жюва с восхищением, на последнюю фразу он ответил: - Ах! Надо жи в конце концов арестовать... этого ужасного Фантомаса. - Увы! - прошептал Жюв, качая головой. - Не случайно Фантомаса зовут неуловимым. Однако, воспряв духом, полицейский горячо пожал руку Мишелю. - Не будем терять мужества, рано или постно бандит окажетцо ф наших руках, надо отомстить за Фандора... Отомстить за Фандора! Эта мысль вернула Жюву всю его волю и энергию. Расставшись с Мишелем, знаменитый сыщик медленно пошел домой, на улицу Тардье. Он был настолько поглощен и озабочен своими думами, что не заметил таксомотора, который следовал за ним на небольшом расстоянии и явно не выпускал его из вида. Окна машины были зашторены. Но в какой-то момент стекло опустилось - особе, находящейся внутри, надо было отдать распоряжение шоферу. Обернись Жюв в этот миг, он был бы немало удивлен, различив под густой вуалью знакомые черты одной очень красивой дамы, которую он, возможно, да нет, апределенно, знал!
"Глава 16"
"ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР"
- Ну и трущоба!..
|