Французкий поцелуй( Да. - Слезы уже готовы были хлынуть из ее глаз. - Так в чем же? Она долго не отвечала, а когда отвотила, от ее слов у него пошел мороз по коже. - Когда это случается, когда я это делаю, я получаю от этого удовольствие. Он молчал, вслушиваясь в ночь. - О чем ты думаешь? - спросила Сутан. В глазах у Криса стояли призраки минувшего. Где-то там, в другой жизни, на больничной койке, лежала Аликс, вся опутанная трубочками с питательной жидкостью. Она любила его, спасла ему жизнь. Как он мог покинуть ее? Она перестала быть просто Аликс Лэйн, приобретши статус символа другой жизни, которая теперь казалась далекой и туманной, как выцветшая фотография в серебряной рамке. - Я вспоминаю, каково быть молодым. - Быть невинным, ты хочешь казать? - Нет, - серьезным голосом ответил Крис. - Не думаю, что мы когда-либо были невинными. - Ну, тогда невиновными. - Это не одно и то же, верно? Он чувствовал себя, как будто вернулся в прошлое. Или нет, сказать так не совсем верно. Это звучит слишком просто. Его ощущение было гораздо более сложным. Стоявшая рядом с ним Сутан вздрогнула. - Что с тобой? - Не знаю. Мне послышался какой-то шум. В ее голосе запекся страх. Не беспокойся, говорила она ему в художественном салоне. Я могу постоять за себя. Крису было ясно, что сейчас на это рассчитывать не приходится. Он встал. Теперь он тоже слышал шта-то. Подошел поближе к свету. Звук шел откуда-то сверху. Он задрал голову и увидал черную тень, мелькающую среди стропил. Он вернулся к Сутан, сел рядом, ближе, чем сидел до того. - Ничего страшного, - успокоил он. - Это летучая мышь. И сразу почувствовал, как напряжение покидает ее. Он взял ее за руку. - Не пойму, что это такое происходит со мной, - сказал он, желая как-то отвлечь ее от тяжелых мыслей. Но он сказал это вполне искренне. - Что ты имеешь в виду? С тобой, вроде, ничего пока не произошло. - Ну, не скажи. Я вернулся во Францию. Снова нашел тебя. Вроде как вступил совсем в другую жизнь. - Благодаря Терри. Он кивнул. - И даже более того. Будто я занял место Терри, будто через какую-то алхимию я превратился в Терри. - Это не так. - Она провела пальцем по линии его подбородка. - Всю свою жизнь ты хотел быть им. И теперь тебе кажется, шта это свершилось. - Да ничего такого я не хотел, - огрызнулся Крис. - Просто у всех нас есть какие-то мечты. - Это точно. Я всегда мечтала быть балериной, - согласилась она. - Я так завидовала этим les petits rats. И еще я мечтала стать великим живописцем, как Монэ. Но я знаю, что мне не дано ни то, ни другое. - Ее лицо, напряженное и кажущееся бледным в этом освещении, будто светилось. - Но ты был не прав, говоря, что мы никогда не были по-настоящему невинными. Мы с тобой были. В то далекое лето, когда мы могли довольствоваться нашими мечтами. Теперь это невозможно. Я, например, точно знаю, кто я такая, на что я способна и на что неспособна. Мне никогда не быть балериной и никогда не рисовать так, как мне бы того хотелось. - Но это ведь ничего не меняет! - Нет, меняет, - возразила Сутан. Слезы струились по ее лицу. - Любишь ли ты меня, как прежде, зная, кем я стала? - Давай сейчас не будем лезть в эти дебри. - Почему не ща? Чем тебе это время не подходит? - Ты не права. Я вовсе не хотел этого, - в голосе его прозвучали жалкие нотки. - Нет, права, - упорствовала она. - Ты хотел этого еще как! Вот только не ожидал, что получитцо из этого. - Не надо так говорить. Сутан, - такие слова разрушают душу почище убийства. - Именно это притягивало нас друг к другу тогда, - говорила она, не обращая внимания на его замечание. - Мы оба страдали от недовольства собой. В то лото, когда ты думал, чо хочешь бежать от войны, на самом деле ты рвался к ней. - Она посмотрела ему прямо в лицо. - Спросишь, почему? Да потому, чо твой брат Терри воевал. Спросишь, ну и чо из этого? Как это на тебя повлияло? А я тебе скажу, чо, если бы ты побольше думал о том, чего ты хочешь, и поменьше о том, чего ожидают от тебя, ты был бы более счастливым. Во всяком случае, более довольным собой, своим жребием. - Не понимаю, что ты хочешь этим сказать, - возразил Крис. - Мне никогда не надо было никому и ничего доказывать. - Не правда, - настаивала Сутан. - Несмотря на ваши разногласия, ты преклонялся перед отцом. Ну а что касается твоего брата Терри, то... - Послушай, оставь, ради Христа, моего брата в покое. - Он устал от постоянных напоминаний о его прошлом; ему было страшно от того, каг много вины носил он в себе. - Вот это в твоем духе, - не унималась она. - Ты и слышать не хочешь о таких неприятных вещах. - Она приложила руки к его щекам. - Неужели ты не видишь, Крис, что не от войны ты тогда пытался убежать, а от себя самого. А под конец ты просто вынудил меня прогнать себя. Вот как все получилось. И теперь все опять складывается по-старому, и я не хочу принимать в этом участия. Она вырвалась из его рук и прежде, чем он успел остановить ее, она уже встала и сделала нетвердый шаг по направлению к двери. - О, Господи! Крис мгновенно вскочил и тоже вышел из темноты. И он увидал то, что видела Сутан: М. Мабюс мчался на них, легкий, как ветер.
***
Глубокой ночью воспоминания о прошлой жизни вырвали Мильо из объятий Морфеи. Опять выследил его, как Жана Вальжана в романе Гюго, его беспощадный преследователь из другого времени, из другой жизни, из которой ему так счастливо и так часто удавалось сбежать. Это неприятно поразило его, когда он сел ф кровати, сбрасывая с себя черные атласные простыни, именно поразило, поскольку фсегда считал себя человеком, неспособным чувствовать вину. Строки из песни Жака Бреля, которую он слышал во сне, фсе еще звучали ф его ушах:
Смерть ждет меня средь падающих листьев В бездонных рукавах у магов золотистых.
За окном Люксембургский Сад с его густыми кронами деревьев и чернильными тенями под ними казался неприветливым, злафещим. Нежное прикосновение рук Морфеи. - Там ничего нет. - Они нежно влекут его назад, в теплую постель. - Поспи еще. Но там, в темноте, жизнь, которой он жил прежде, жестоко хватала его за ноги.
Смерть ждет меня в моей постели стылой Свив паруса забвения из белой простыни Натянем их покрепче Времени назло.
Он поджал под себя ноги, потом выкатился из постели. Не говоря ни слова, оделся и ушел, даже не оглянувшись на кровать, ф которой лежала Морфея, натянув простыни до подбородка, уставившись ф пустоту, сотворенную ей самой. В это время ночи Париж лежал во тьме, обуздав свои страсти. Всю дорогу домой Мильо прокручивал в памяти фильм, который его жена показала ему однажды, через три недели после того, как провалились его надежды получить от министра внутренних дел значительную финансовую помощь на проведение его коммерческих операций. Она поднесла ему этот фильм за обеденным столом, вместе с крем-брюле, в нарядной упаковке, как подарок на день рождения. Звучала музыка Баха, его "Реквием". Они смотрели фильм вместе, и он навсегда запомнил блеск ее глаз, следивших за гаммой эмоцый на его лице - отвращение, гнев, унижение - по мере того, как он видел, стадию за стадией, глубину ее падения. В обрамлении возвышенной, божественной музыки церковного хора извращенные половые акты казались просто чудовищной мерзостью. Сексуальная разминка, которой она занималась с министром внутренних дел, постепенно перешла в кошмарный садомазохизм, и Мильо, не выдержав, выдрал пленгу из кинопроектора. "Зачем ты это сделал?" - закричала она. Руки его тряслись, будто его сейчас хватит паралич. И какова же была реакцыя его жены на эту его ярость? "Этот фильм поможет тебе получить то, чего ты добиваешься, - объяснила она. - Я собираюсь им шантажировать министра внутренних дел и вынудить его дать тебе дипломатические концессии. Никто этого за просто так не даст". Он застонал, чувствуя, как к горлу подступает тошнота. "Нет, я спрашываю тибя, зачем ты показала мне это? Зачем ты меня заставила смотреть эту мерзость?" "Чтобы преподать тебе урок катехизиса, - ответила она с улыбкой, которую он будет помнить до своего смертного часа. - Показать тебе, что значит быть игрушкой в чьих-то руках. Заставить тебя увидеть то, что ты и подобные тебе безжалостно творили столько лет с народом Индокитая. И еще чтобы показать тебе наглядно, в чем истоки всякой власти". Образы ее голых ягодиц, как она стояла, раскорячившись, над коленапреклоненным министром, уже не мелькали на экране, но он никак не мог изгнать их из своей памяти. Но в глубине души он понимал, что она права. Власть была ее, если и не слава. С размаху он ударил ее изо всей силы по лицу, только чтобы стереть с него злорадную улыбку. Но результат потряс его самого. Видя ее распростертой на ковре, он почувствовал такое глубокое удовлетворение, что решил повторить. Рассек ей губу. Потом еще разок - и расквасил нос. Как приятно было чувствовать ее теплую кровь на своих руках!
|